Смекни!
smekni.com

Физическая модель замкнутой цивилизации (стр. 5 из 8)

Поскольку производство материальных благ является первоосновой любого общества, а отношения между людьми, возникающие при этом, - производственные, – являются главными, определяющими все остальные общественные отношения, то параметров q и n, отражающих сущность процесса производства материальных благ, достаточно для построения адекватной физической модели общества, при условии, что математические уравнения, описывающие эту модель, будут в количественном отношении правильно выражать сущность реальных процессов отчуждения и структурной эволюции.

Но окончательный ответ на вопрос об истинности предлагаемой теории может дать только общественно историческая практика. Прошедшую же историю человеческих цивилизаций настоящая теория учитывает.

Дополнительные понятия и гипотезы

Как было уже сказано, параметры q и n являются основными в предлагаемой теории. Однако для целей дальнейшего потребуется ещё несколько понятий, производных от величин q и n.

Первое такое понятие – удельный относительный фонд потребления производительной группы. Оно определяется формулой (4), которая пояснений почти не требует. Заметим только, что, согласно изложенному выше, и числитель, и знаменатель дроби (4) в периоды медленной эволюции общества убывает, так что характер изменения функции c(t) пока неизвестен. В дальнейшем, на основании дополнительной гипотезы, вид функции c(t) будет найден.

Вторым производным понятием является также ранее введенная величина f, определяемая формулой (5). Назовем эту величину социальной неустойчивостью. Смысл её таков.

Процесс отчуждения, хотя и является совершенно необходимым, без которого немыслимо экономическое развитие общества, тем не менее, наталкивается на огромное социальное сопротивление, в первую очередь - со стороны производительной группы, поскольку вынуждает её все время повышать производительность своего труда и производить всё больше, и больше продукции. В силу этой неустранимой объективной глубокой противоречивости процесса отчуждения, в обществе возникает социальная напряженность, противоположные стороны которой представляются, на первый взгляд, взаимно уравновешенными. Однако эта уравновешенность не является абсолютной, и всегда возможны отклонения от неё в ту или иную сторону. Постепенно накапливаясь и отражаясь на состоянии общества, эти отклонения могут привести к срыву, т.е. к прерыванию закономерного изменения параметров q и n, а также скорости отчуждения

, в результате чего эти величины в некоторые, заранее непредсказуемые, моменты времени могут изменяться скачком.

Представляется естественным, за количественную меру внутренней неуравновешенности процесса отчуждения принять социальную неустойчивость (5), прямо пропорциональную скорости отчуждения (темпам экономического развития) и обратно пропорциональную удельному относительному фонду потребления производительной группы, характеризующему материальное положение работников сферы материального производства.

Представляется также естественным, выдвинуть интуитивную (эвристическую) гипотезу, согласно которой при любой комбинации одновременных скачков q,

и n социальная неустойчивость может только уменьшаться. Именно в уменьшении социальной неустойчивости заключается конечный смысл всех социальных потрясений, то есть социальных “фазовых” переходов! Но доказать логически это утверждение нельзя.

Из (5) следует, что социальная неустойчивость при q

const всегда отлична от нуля, и обращается в ноль только при
=0. Как видно из графика, изображенного на рис.1 это условие выполняется для первобытного общества (q = 0), для интервала (t1, t2), в котором q = const, и для моментов времени
, для которых q = qk. Во всех перечисленных случаях состояние общества является устойчивым, и оно может находиться в любом из них неопределенно долгое время.

Следует, однако, сделать существенное замечание, что социальная неустойчивость является локальной характеристикой общества, в силу чего она, сама по себе, не может мгновенно оказать на него реальное воздействие: для этого необходим ещё фактор времени. Поэтому реальное значение играет не сама социальная неустойчивость f, а произведение

где

t - малый отрезок времени, примыкающий к моменту времени t (эпохе t);
- приращение отчуждаемого продукта за время
t.

Малую величину

назовем импульсом социальной неустойчивости, подобно импульсу силы в механике.

Очевидно, полное действие социальной неустойчивости в некотором интервале (t1, t2) одновременной непрерывности величин q,

и n определяется интегралом

(8)

Назовем этот интеграл действием социальной неустойчивости, подобно тому, как в аналитической механике, при изложении её интегральных принципов, вводится понятие действия по Гамильтону [2].

Интеграл (8) представляет собой линейный функционал, зависящий от двух неизвестных функций q(t) и n(t). Проанализируем его подынтегральное выражение.

Параметр n(t) характеризует собой внутреннюю сторону процесса отчуждения, противоположную его внешней стороне, которую характеризует параметр q(t). Поэтому в самом общем, философском, смысле, процесс отчуждения можно интерпретировать, в духе материалистической диалектики [7] , как единство и борьбу его внутренней и внешней сторон, причём ведущей стороной этого процесса является всегда его внешняя сторона, так как в интеграл (8) входит производная по времени параметра q(t), а не параметра n(t). Это очень важно отметить! Процесс отчуждения в обществе является всегда ведущим, а процесс структурной эволюции – ведомым.

Эти эвристические рассуждения философского характера можно выразить в трёх независимых гипотезах, касающихся характера изменения величин q(t), n(t) и

. Именно, примем без доказательства, что в любой момент времени эти величины принимают максимально возможные значения.

В таком случае нетрудно сделать логическое заключение, что подынтегральное выражение функционала (8) в каждый момент времени также принимает максимально возможное значение, а сам функционал в любом интервале (t1, t2) одновременной непрерывности функций q(t), n(t) и

достигает максимума.

Заметим, что третья из выше принятых гипотез – гипотеза максимальности производной

- является обобщением закона максимальной прибавочной стоимости при капитализме, открытого К. Марксом [5, 8].

В заключение этого раздела введем ещё две важные количественные социальные характеристики. Это общественная производительность труда

и мера цивилизации, или общественного прогресса,

Так как в периоды медленной эволюции общества параметр n уменьшается, а параметр q увеличивается, то величины a и m почти все время медленно растут.

Эти два определения не случайны. Они количественно выражают и конкретизируют интуитивное представление о производительности труда, достигнутой в сфере материального производства, и степени развития общества. Чем меньше главный структурный параметр общества n, тем больше общественная производительность труда a; чем больше общественная производительность труда a и величина отчуждаемого продукта q, тем выше количественная ступень развития общества, то есть мера цивилизации m.

Меньшим числом производителей производится все больше продукции – это и есть социальный прогресс!

Так как величины n и q при стремлении времени t к моменту tk имеют пределы nk и qk, то общественная производительность труда и мера цивилизации также в этот момент достигнут своих предельных значений

и

Таким образом, количественная параметризация общества позволяет ввести объективную количественную меру степени его развития, не связанную с его общественно-политическим строем и какой-либо идеологией.

При этом важно отметить, что мера цивилизации m(t) общества не совпадает полностью со степенью его экономического развития, характеризуемой величиной отчуждаемого продукта q(t), так как мера общественного прогресса, по определению, включает ещё в себя степень структурной эволюции общества, характеризуемой параметром n(t). Значит, мера цивилизации m является более точной, правильной и глубокой числовой характеристикой общественного развития, чем отчуждаемый продукт q, то есть степень его экономического развития. Интуитивно это понимали и понимают многие социологи, но совершенно чётко это отличие можно выразить только в рамках данной теории, на языке её понятий и числовых величин.