Смекни!
smekni.com

Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества (стр. 5 из 5)

Соответственно при объединении всех идей эта раздвоенность остается. Более того, в "Трех разговорах" В.С. Соловьев ясно проводит мысль, что при скоплении или абсолютном развитии идей укрепляется или объединяется как рациональная сторона жизни вообще, так и религиозная. Силы поляризуются. С одной стороны, силы Демиурга (т.е. разум, пусть и заботящийся о благе) настолько проникают во всякую внешнюю жизнь, что это приводит к появлению антихриста как высшего их выражения [27], но с другой – это же помогает и обличить дьявольское начало в обществе, взбунтоваться началу религиозному, непримиримо столкнуться божественному и дьявольскому.

Мы не знаем, дойдет ли до такого конца усиление рацио в нашей жизни. Но то, что это усиление происходит, что жизнь становится все более искусственной, или рациональной, несомненно. Владимир Соловьев почувствовал это уже столетие назад.

Сноски:

[1] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2. С. 136.

[2] Там же. С. 139–140.

[3] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2.

[4] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 1.

[5] Соловьев В.С. Собр. соч.: В 12 т. СПб., 1908. Т. 1.

[6] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т. 2. С. 149.

[7] Там же. Т. 1. С. 76.

[8] Там же. С. 78.

[9] Там же. С. 78-81.

[10] Там же. С. 82.

[11] Там же. С. 83.

[12] Там же. С. 114–115.

[13] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. Философские начала цельного знания. Гл. 1. Общеисторическое введение (о законе исторического развития).

[14] Критика и Гегеля, и позитивистов подробно осуществлена Вл. Соловьевым в его философских работах. Здесь нет необходимости и возможности кратко пересказывать ее.

[15] Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 202.

[16] Наиболее полно утопические взгляды В.С. Соловьева представлены в его работе "Духовные основы жизни" (СПб., 1890).

[17] Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989. Т.1 С.259-639.

[18] Там же. С. 265.

[19] См.: Национальный вопрос в России. Вып. 1. Статья "О народности и народных делах России" (1884).

[20] См. там же. Статья "Любовь к народу и русский народный идеал" (1884).

[21] Там же. Вып. 2. Статья "Несколько слов в защиту Петра Великого" (1889).

[22] Там же. Статьи "Славянофильство и его вырождение" (1889); "Самосознание или самодовольство?" (1890). Конкретно В.С. Соловьев обращался к П.Е. Астафьеву и К.Н. Ярошу.

[23] Там же. Вып. 1. Статья "Россия и Европа" (1888). Вып. 2. Статьи "О грехах и болезнях" (1889); "Мнимая борьба с Западом" (1890); "Счастливые мысли Н.Н. Страхова" (1890); "Немецкий подлинник и русский список" (1890).

[24] Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.2. С. 635–762.

[25] Там же. Т. 1. С. 547.

[26] Соловьев В.С. Духовные основы жизни.

[27] Отметим, что точно так же как в свое время у В.С. Соловьева было свое понимание христианства, отраженное в его теории воплощения богочеловечества, так и понимание Антихриста у него модернизированное, не классическое библейское. Эту важную мысль я позаимствовала у В.В. Сербиненко, который в свою очередь обратил на это внимание вслед за Г.П. Федотовым (см.: Сербиненко В.В. Соловьев. М., 2000).

Список литературы

Сочинения В.С. Соловьёва (в хронологическом порядке):

В.С. Соловьёв, Мифологический процесс в древнем язычестве. 1873 г.

В.С. Соловьёв, Философское начало цельного знания. 1877 г.

В.С. Соловьёв, Чтения о богочеловечестве. 1880 г.

В.С. Соловьёв, Великий спор и христианская политика. 1883 г.

В.С. Соловьёв, Еврейство и христианский вопрос. 1884 г.

В.С. Соловьёв, Духовные основы жизни. 1884 г.

В.С. Соловьёв, Национальный вопрос России. 1884-1891 г.

В.С. Соловьёв, Оправдание добра. 1899 г.

В.С. Соловьёв, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. 1900 г. (В изданиях: Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х тт. М., "Мысль", 1989 г., Соловьёв В.С. Сочинения в 2-х тт. М., "Правда", 1989 г., Соловьёв В.С. Сочинения в 15 т. Т.1. М., 2000 г., Соловьёв В.С.

Философское начало цельного знания. Минск, 1999 г., Соловьёв В.С. Духовные основы жизни. М., 1991 г.)

Аксаков И. С.. Статья без названия. Газ. "Русь", 1883 г. № 1.

- " - (Статья без названия.) Газ. "Русь", 1883 г. № 16.

- " - (Статья без названия.) Газ. "Русь", 1884 г., № 6-7

Астафьев П.Е. Национальное самосознание и общечеловеческие задачи. Жур. "Русское обозрение". 1890 г., март.

Иванцов-Платонов А.М. Примечания к 6-ой статье В. С. Соловьёва. Газ. "Русь", 1883 г., № 18.

- " - Ответ на "Несколько объяснительных слов" В. С. Соловьёва. Газ. "Русь", 1883 г., № 19.

Киреев А.А. Несколько замечаний на статьи В. С. Соловьёва "Великий спор". Газ. "Русь"1883 г., в № 21.

- " - Замечания на предыдущую статью. Газ. "Известия Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества". 1884 г., фев.

- " - Воссоединение церквей и Славянство. Газ. "Известия Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества". 1884 г., июль.

- " - Письмо в редакцию. Газ. "Известия Санкт-Петербургского славянского благотворительного общества". 1884 г., сент.

Самарин Д.Ф. Собрание статей, речей и докладов. В 2-х т. Т.2. М., 1908 г.

Страхов Н.Н. Наша культура и всемирное единство. Журнал "Русский вестник", июнь 1888 г.

- " - Последний ответ Вл. С. Соловьёву. Журнал "Русский вестник", 1889 г., февр.

- " - Новая выходка против книги Н.Я. Данилевского. Газ. "Новое время", 1890 г., № №5231 - 21 сен., 5242 - 2 окт.

Бакрадзе А.Т. Проблема человека в философии Вл. С. Соловьёва. Тбилиси, 1973 г.

Дидоренко С. Метафизика одного всеединства. М., 1999 г.

Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв. М., 2000 г.

Сербиненко В.В.. Соловьёв. М., 2000 г.

Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997 г.

Трубецкой Е.Н. Собрание в 2-х т. М., 1913. Т.2. Миросозерцание Владимира Соловьёва.

Цимбаев Н.И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли 19 века. М., 1986 г.