Смекни!
smekni.com

Наука и общество с позиций теории самоорганизации (стр. 2 из 3)

Наука как живая система - это производство не только идей, но и творящих их людей. Внутри этой системы идет непрерывная, незримая работа по построению умов, способных решать ее назревшие проблемы. И здесь немаловажное значение приобретает учет социальной потребности в признании персонального авторства[15] ценности, превосходящей все другие для ученого. Здесь происходит смыкание личного и общественного, поскольку психологический смысл открытия (значимость для себя) оборачивается социальным (значимостью для других, сопряженной с оценкой общественных заслуг личности).

Существует точка зрения, что ученый не должен быть вовлечен в социально-политичес-кую жизнь общества, иначе это не позволило бы сохранить единство научного сообщества[16], что ученый должен оставаться только ученым и в этом его высочайшее назначение[17]. С этим вполне можно согласиться, если учесть, что властные структуры скомплектованы из докторов и кандидатов наук, давно отказавшихся от серьезной научной деятельности и не снискавших лавров в науке[14]. Но в современных условиях развития науки в России возникает потребность в личности ученого, который сочетал бы в себе высокие интеллектуальные данные с высоким уровнем социального развития. Известно, что Римский клуб не выдвинул ни одной политически значимой фигуры.

Создание социальной концепции международного сообщества ученых позволило бы сделать шаг для решения проблемы науки - общество и в России. Соединение научно-технической компетентности с эффективной властью, организацией, ресурсами создало бы систему, в которой национальные и профессиональные ценности становятся личными ценностями ученых. Наука как социальный институт характеризуется своей специфической системой норм и ценностей, которые были сформулированы еще Р.Мертоном. Но национальное сообщество ученых реализует не только ценности и нормы науки в целом, но и ценности, которые господствуют в данном обществе. Для успешного развития науки необходимо соответствие между ними, которое никогда не было полным. Общество всегда оказывало давление на науку и не всегда опиралось на нее в своих решениях. Наука всегда стремилась к относительной автономии и не всегда достаточно полно предвидела все негативные последствия использования обществом научных открытий; тем не менее наука остается той единственной формой человеческой деятельности, которая способна не только ставить глобальные проблемы развития человеческого общества, но и предлагать компетентные пути их решения.

Есть смысл вспомнить, что сами экологические проблемы впервые были поставлены наукой: в общефилософском плане в работах русского космизма, более конкретно - в первых докладах Римскому клубу. И выход из существующего экологического кризиса может предложить только наука. Сегодня существует уже немало количественных моделей устойчивой мировой системы, способных вывести человечество из ситуации надвигающейся экологической катастрофы[18]. Потому так важно для структур власти и массового сознания руководствоваться ими, а не мнениями каких-либо авторитетов.

Беспрецедентным событием для науки является и объявление учеными моратория на эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять потенциальную опасность для генетической конституции человека.

В настоящее время, когда преодолен ценностно-нейтральный идеал науки, когда социальная ответственность ученых вошла в систему ценностей науки, в нашем обществе возникло рассогласование целей и ценностей общества и науки. Отказ государства финансировать науку (в 1995 г. - 0,41% ВВП, в 15 - 18 раз меньше, чем в 1985 г.)[19], превращение ученых в наиболее непрестижную, малооплачиваемую группу нашего общества лишает возможности науку развиваться и автоматически перечеркивает наиболее значимые нормы и ценности научного сообщества: признание за научной деятельностью ее самоценности; формирование общественного статуса науки как знания, определяющего развитие культуры, производственной деятельности, мировоззрения, образования, повседневной жизни каждого; создание высокого престижа ученого, необходимого для стимулирования притока молодежи в науку; развитие фундаментальных исследований, ориентированных на отдаленные в перспективе задачи. Такая ситуация порождает амбивалентность поведения ученого, когда он не может действовать согласно императивам этоса науки. Он уже не в состоянии строить свою деятельность так, как будто кроме постижения истины у него нет никаких других интересов. Тем более все чаще на страницах демократической печати раздаются голоса о том, что "недоразвитая страна не может иметь развитую науку", состояние наших наукоемких производств - самое печальное и в ближайшее время лучше не будет, отсюда делается вывод, что в этой стране не нужны ученые[20].

Опасность такого отказа общества от науки прежде всего состоит в том, что, лишаясь ее, страна теряет социальный механизм по производству нового знания, а также интеллектуальное и духовное здоровье нации. Подтверждением последнего может служить широкое распространение антинауки, доминирующей в общественном сознании сегодня. Астрология, креационизм, хиромантия, все виды магии, паранауки становятся сильными конкурентами науки в обществе. "Фатальным провалом, обмороком самосознания современного человечества" называет Дж.Холтон феномен антинауки[21], поддерживаемой сегодня многими представителями просвещенного человечества. Таким образом, противоречие науки и общества - это сегодня и противостояние науки и антинауки, в котором последняя имеет большую материальную поддержку.

Озабоченность вызывает и критика науки, аргументы которой носят иррациональный характер и апеллируют не к разуму, а к чувствам. Таковыми являются обвинение науки и в целом современной культуры в том, что они не выполняют своей основной функции - не служат социальной терапией - поддержкой психического и духовного здоровья общества. Наступление техники на человека: теле- радиоголосов, разрушающих личность, а тем самым страну (о чем говорилось выше), тоже связывается с наукой (техника как опредмечивание научных идей), а не с властью, в чьих руках она находится[22].

Выход из этой ситуации известный ученый В.В.Налимов видит в ожидании космического вмешательства в земные дела через реинкарнационное пришествие тех, кто побывал на Земле, а позднее в своих странствиях в мирах и веках оказался подготовленным к радикальному изменению ситуации на Земле.

На наш взгляд, вряд ли есть смысл надеяться на космические силы в решении земных дел, но обращение к философии, ориентированной на рациональное постижение мира, могло бы иметь определенный терапевтический эффект. Это подтверждается всей историей развития философской мысли. Потому можно прислушаться к призыву Эпикура о том, что никто в молодости не должен откладывать занятия философией, а в старости не должен уставать заниматься ею, ведь она одна изгоняет болезни души[23].

Интерес вызывает идея американского ученого Куртца о создании гуманистических секулярных центров, в которых объединятся наука, гуманизм, секуляризм, где будет поддерживаться психическое здоровье человека, его всегда поймут, помогут, поддержат, утешат. Это центры дружбы, знаний в доступной для всех форме постижения существующей культуры[27]. Но это уже другая проблема.

Таким образом, в обществе противоречия между наукой и обществом опасны для духовного здоровья общества, для политики, связанной с финансированием науки и образования - всем известно, что смерть мозга есть смерть организма, а общество без науки лишено будущего. Поэтому обществу необходимо в сегодняшней точке бифуркации выбрать тот путь развития, который сможет привести к соответствию ценности науки и общества, построить такую "диссипативную структуру", которая обеспечила бы процветание России.

Необходимо отметить, что ученые не уходят от ответственности по поводу выбора путей развития. Они предупреждают, опираясь на новую парадигму, что сложно организованным системам нельзя навязывать пути развития, противоречащие внутренним тенденциям этой среды[25]. У каждой системы есть множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития. Потому очень важно выйти на этот путь. Всегда надо помнить о существующих правилах запрета: нельзя изменить сложную систему действиями, противоречащими ее природе.

Можно попасть на дорогу, ведущую к хаосу и гибели, если отказаться от науки и образования как высшей ценности. Этим должны быть озабочены все. Общество, в котором 40% не волнуется за свое будущее, не жизнеспособно[26]. Ученые утверждают, что в системе, достигшей своей экстремальной ситуации, срабатывает "нелинейная положительная обратная связь", называемая режимом с обострением, после чего происходит необратимый распад системы даже под влиянием малых флуктуаций[27]. Таким образом, неизбежный распад сложных быстро развивающихся структур - одна из объективных закономерностей мироустройства. Самоорганизация здесь не срабатывает, ведь теория только тогда доказывает свою истинность, когда определена область, где она не работает[28]. Для России это всегда был путь высокого престижа знания и образованности и не только для элиты научной, но и для населения в целом. У всех вызывает недоумение информация в статье Д.Холтона о том, что 50% взрослого населения США не знают, что Земля вращается вокруг Солнца[21].

Россия не сможет существовать без науки, ибо она - основа ее духовности и показатель ее национального богатства.

Список литературы

1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986.

2. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985.

3. Пригожин И. Природа, наука, новая рациональность /В поисках нового миропонимания. М., 1991.