Смекни!
smekni.com

У истоков современных политических течений: Эдмунд Берк (стр. 2 из 2)

Считается, что с наибольшей силой либерализм Берка как политика проявился в парламентских дебатах по "американскому вопросу". Несмотря на то,что вплоть до 1774 г., следуя интересам партии, Берк продолжал отстаивать принцип контроля английского парламента над колониями, он был первым из вигов, кто в преддверии войны призвал - хотя и запоздало - "примириться" с Америкой и выполнить ее экономические требования; в конце же 70-х гг., когда война теперь уже с независимыми США грозила вылиться в общеевропейскую (это стало понятно, когда новое государство поддержали давние враги Англии - Франция и Испания), Берк стал первым политиком, публично выступившим за признание независимости колоний. "Несмотря на то, что отделение Америки видится нам как тяжелое бедствие, - заявил он в 1777 г., - мы предпочли бы видеть вас полностью независимыми от этой Империи, нежели соединенными с ней противоестественными узами..."[6].

Одну из самых интересных страниц в политической биографии Берка составляет его участие в делах Индии. Как крупнейшая из оставшихся британских колоний, с начала 80-х г.г. Индия оказалась в центре политических дискуссий. С одной стороны, именно в ней видели источник возмещения убытков, связанных с потерей Америки; с другой стороны, неудачный опыт подсказывал англичанам необходимость "раскаяния в эгоизме" и поиска более цивилизованных путей взамоотношения с колониями.

Еще в начале 70-х гг. Берк начал расследовать злоупотребления английской администрации в Индии. Вскоре он так увлекся изучением культуры и цивилизации этой страны, что снискал репутацию самого компетентного в "индийском вопросе" политика, удивлявшего многих своим "странным интересом к черным приматам"[7]. Кульминацией же увлечения Берка Индией стал пресловутый "процесс века" - длившийся почти десять лет публичный парламентский суд над генерал-губернатором Индии У.Хейстингсом, где Берк выступил в качестве главного обвинителя.

Англичанину, жившему в XIX или XX столетии, аргументы Берка, инкриминировавшего главе колониальной администрации "попрание престижа и достоинства британской нации", "нарушение государственной чести и морали", "величайшие преступления против всего человечества"[8], показались бы попросту наивными. В сущности, Хейстингс был виновен лишь в "сомнительных" способах добывания денег и излишнем деспотизме в отношении местных правителей. Однако в обществе того времени были популярны идеалы Просвещения, принципы человеколюбия и справедливости. Поэтому на первых порах обвинительные речи Берка были приняты с таким восторгом, что, по воспоминаниям современников, некоторые слушавшие его дамы лишались чувств. Однако со временем общественные симпатии менялись: соображения морали и религии начинали уступать место идее реальной мощи и силы империи, которые и олицетворял собой Хейстингс. В итоге в 1794 г. генерал-губернатор был оправдан, а разочарованный Берк, для которого этот процесс стал "делом всей жизни", навсегда покинул парламент.

Во многом исход суда предрешил и тот факт, что с 1790 г. Берк оказался в полной политической изоляции, причиной которой стало появление его нашумевшего памфлета "Размышления о революции во Франции". Гневно-обличительный пафос работы, называвшей революцию "ужасным экспериментом, бездной ада, в которой кипит Франция"[9], шокировал соотечественников Берка, которые вначале положительно восприняли происходившее за Ла-Маншем. Современники не понимали, почему Берк, имевший репутацию либерального политика, поддержавший независимость американских колоний и защищавший права населения Индии и Ирландии, "вдруг" обрушился на свободную Францию. В лучшем случае его поведение объясняли умопомешательством или же считали экстравагантной шуткой.

Действительно, "Размышления..." Берка можно критиковать за излишнюю эмоциональность и намеренные преувеличения. Однако нельзя утверждать, что его позиция в отношении Франции стала исключением из его философско-политических воззрений. Как в покушении короля на права парламента и в угнетении колоний, так и в насильственном свержении государственного строя Берк видел не что иное, как нарушение "древнего и священного" общественного договора, "естественного порядка" развития обществ. Интересно также, что большинство из тех, кто не соглашался с Берком, одновременно восхищались эмоциональной силой его работы, считая ее произведением, в котором "много достойного восхищения и ничего, с чем можно согласиться"[10].

Так или иначе, Берк окончательно разошелся со своими старыми друзьями и так и не приобрел новых, несмотря на то, что после поворота правительственного курса в отношении Франции в 1794 г. англичане окрестили его "пророком", а король даже назначил ему пожизненную пенсию. Последние годы своей жизни Берк провел, уединившись в своем поместье. В июле 1797 г. он скончался, перед смертью отказав в аудиенции даже своему бывшему другу Ч.Фоксу.

Эдмунд Берк прожил долгую и интересную жизнь, большую часть которой посвятил политике. В разное время он участвовал в решении самых злободневных для Англии проблем, и осветить подробным образом все аспекты его разносторонней общественно-политической деятельности в кратком очерке, к сожалению, невозможно.

Историки до сих пор затрудняются ответить, кем же был Берк: политиком-практиком или философом-теоретиком; либералом или консерватором; конформистом или независимым мыслителем. Так, большинство политических акций он начинал как оппозиционный деятель, а заканчивал как философ, абстрагировавший свою позицию от изменявшихся политических условий, что часто приводило к провалу его начинаний. В той же мере было бы неправильным утверждать, что Берк был консервативным политиком. Большинство его предложений в парламенте носили либеральный, реформистский характер; однако, настаивая на проведении реформ, он обосновывал свою позицию как либеральными идеями (например, идеей "сопротивления неограниченной власти"), так и взглядами, которые вполне можно отнести к консервативным. "Мы должны реформировать, чтобы сохранять" - это высказывание Берка, наверное, точнее всего иллюстрирует его политическое кредо. И в то же время Берк призывал не столько к сохранению всего существующего в неизменном виде, сколько к возвращению общества к "лучшим, но забытым основам" по принципу "новое - это хорошо забытое старое". Поэтому в своем консерватизме он был, как ни странно, ближе к большинству либеральных мыслителей Англии (в том числе к родоначальнику либерализма Дж.Локку) , рассматривавших реформы и даже "Славную революцию"1688 г. как возвращение к "старым добрым временам".

И, наконец, рассматривая Берка как политика в широком историческом контексте, можно заключить, что во многом его деятельность стала иллюстрацией наметившегося к концу XVIII в. конфликта идеалов Просвещения с теми методами, которые действительно требовались для сохранения мощи и единства колониальной империи и решения внутриполитических проблем. "Век Просвещения" подходил к концу; его сменяла эпоха с абсолютно иными ценностями и приоритетами.

Список литературы

[1] Бокль Г.Т. История цивилизации в Англии. Спб., 1895. С.182.

[2] Маркс К. Традиционная английская политика // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.11. М.,1962. С.606-609.

[3] Magnus Ph. The Life of Edmund Burke. L.,1939. P.10.

[4] Hampshier-Monk I. The Political Philosophy of Burke. L., 1989. P.31 (перевод автора статьи).

[5] The Works of Edmund Burke. in 16 vol. vol.IX L., 1826. P.211.

[6] Burke E. Op.Cit. vol.XI P.102-105.

[7] Kramnik I. The Rage of Edmund Burke. N.-Y., 1979. P.196.

[8] Burke E. Op.Cit. vol.XIII. P.390-395.

[9] The Writings and Speeches of Edmund Burke. in 9 vol. vol.8 Oxford, 1981. P.116.

[10] Kramnik I. Op.Cit. P.13.