Смекни!
smekni.com

Из истории возникновения и развития понятия «гражданское общество» (стр. 3 из 3)

Для доказательства эффективности предложенной системы Адам Фергюссон ссылается на организацию римского сената: сенаторы и консул на народных собраниях смешивались с толпой, выслушивали мнения граждан, а потом сходились вместе для определения круга дел для своего консула. (В данном случае функции римского сената отдаленно напоминают деятельность СМИ, которые осуществляют связь между структурой власти и третьим сектором.) В своем труде философ также отмечает важность развития коммерции.

Отход от такой системы управления, по мнению автора, приводит страну к деспотизму. Деспот, в руках которого сконцентрирована власть, часто имеет неверное представление о благе общества, подавляет дух граждан. В таком случае у граждан остается лишь функция послушания, народ оказывается в нищете, идет подавление коммерции. Такое управление ведет государство к упадку, к «апатии нации». Ведь важно помнить, отмечает Фергюссон, что для управления гражданским обществом недостаточно только наличия власти, необходима законодательная основа, талант управления и мудрость. То есть нужно опираться на законодательную и морально-этическую базы, которые определяют сущность современного понятия «гражданское общество».

Также философ пишет о важности проявления активной гражданской позиции, отмечая необходимость активного поведения общества. Руководствуясь законом и мудростью, такие люди – «истинные орудия провидения, направленного на благо людей; или, говоря иначе, везде, где они есть, государству уготована жизнь и процветание» [5].

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) первым разделил понятия гражданское общество и государство, основываясь на сочетании концепции генетического и структурного подхода [6]. Генетический подход заключается в следующем: общество возникло раньше государства, а хозяйство раньше политики, поэтому полного тождества между понятиями «общество» и «государство» быть не может. Структурный подход базируется на основе единства новых форм экономической и политической жизни. Суть в том, что единство между ними более значимо, чем намечавшиеся противоречия.

Он отмечает три основные ступени развития общества: семья, гражданское общество и государство. Причем каждая высшая форма вбирает в себя предыдущую, поэтому разделение гражданского общества и государства он считает временным, то есть государство как высшая ступень неизбежно проходит через этап гражданского общества. Гражданское общество, по Гегелю, – это сфера действия частного интереса. Индивиды в этом обществе противостоят друг другу так же, как и их корыстные интересы, но они не могут существовать друг без друга, поскольку взаимосвязаны. В гражданском обществе, писал философ, «каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного» [7].

Гегель гражданское общество характеризует двояко: как самостоятельное и как слитное с государством, растворенное в нем. То есть, в его теории впервые как-то объединились два направления в понимании гражданского общества. Томас Гоббс и Адам Фергюссон также по-разному трактуют термин «гражданское общество». Но все данные точки зрения связывают с этим понятием представления о наиболее устойчивом и плодотворном развитии общества как системы. И все они послужили основой для формирования научных представлений о гражданском обществе в XXI веке.

Опыт истории создал основу для формирования рассматриваемого понятия на современном этапе. В связи с характерными особенностями российского бытия как бытия, объединяющего в себе традиции и формы восточных и западных типов государственных устройств одновременно, в связи с долгосрочным действием тоталитарной системы в России в ХХ веке понятие «гражданское общество» у нас в стране появилось сравнительно недавно.

Философский словарь 1990 года словно снимает табу с этой темы и дает такую трактовку понятия: «Гражданское общество – совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д. Это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций, огражденных соответствующим законом от прямого вмешательства и произвольной регламентации деятельности этих граждан и организации со стороны государственной власти».

На данном этапе можно выделить две точки зрения исследователей на данное понятие. Первая точка зрения заключается в использовании этого понятия при характеристике общества в целом. К исследователям данной группы относятся Г.В. Чевозерова, И.И. Кравченко, В.П. Ступишин и др. Они трактуют гражданское общество как взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Некоммерческий сектор с этой точки зрения определяется как часть гражданского общества, в котором его члены объединены для решения проблем общественного жизнеобеспечения и жизневоспроизводства, а также для формирования материальной и духовной основ, необходимых для развития общества. «Гражданское общество – это не только сознательный, обеспеченный правами гражданин, это – общество, которое мыслит категорией отдельного человека, своего гражданина», – пишет исследователь И.И. Кравченко [6].

Вторая группа ученых термином «гражданское общество» обозначает лишь определенную сферу социума, сферу внегосударственных отношений, общественных структур и институтов. «Гражданское общество – устойчивая система горизонтальных социальных связей, общественно-политических ориентаций и норм, «оно» образует как бы прокладку между базисом и надстройкой, производственными отношениями и государством», – считают исследователи Ю. Красин и А. Галкин [6]. То есть данная трактовка понятия включает в него лишь третий, некоммерческий сектор, обходя властные структуры и бизнес.

В обеих теориях есть нечто общее: речь идет о соотношении личных, групповых и общенациональных интересов, об оптимизации отношений индивидов, социальных групп и государства. То есть обе трактовки имеют общую основу. Ученые разных групп хотя и по-разному описывают структуру гражданского общества, но их мнения не содержат принципиальных различий. Каждая из теорий основывается на трудах предшествующих философов. Главной целью все исследователи считают налаживание взаимодействия структур общества для его полноценного функционирования. На наш взгляд, для реализации практического построения гражданского общества, кроме выше рассмотренных теоретических концепций, каждая из которых вносит свой вклад в определение интересующего нас понятия, необходим еще анализ онтологических основ гражданского общества, анализ его структуры как целостной системы. И только тогда можно будет формулировать цели и задачи, а также принципы работы средств массовой информации, направленные на формирование в России гражданского общества. Эти цели реализуются сегодняшней наукой, но в наши задачи входило лишь рассмотрение некоторых философских идей, ставших основой для сегодняшних представлений о гражданском обществе.

Список литературы

1. Энциклопедия для детей. Том 21. Общество. Ч. 1. Экономика и политика. – М.: Аванта +, 2002.

2. Платон, Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. – М.: Изд-во Эксмо; СПб: Terra Fantastika, 2003.

3. Куделькин С.А. Методология электропунктурографии. – Тольятти, 1993.

4. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. – М.: Мысль, 1991.

5. Фергюссон А. Опыт истории гражданского общества. – М.: РОССПЭН, 2000.

6. Проблемы формирования гражданского общества. – Институт социологии Российской академии наук. – М., 1993.

7. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. – М.: Высшая школа, 1995.