Смекни!
smekni.com

О "социологизации" социальной психологии в ХХ столетии (стр. 2 из 5)

Социальный конструкционизм, таким образом, предстает как альтернатива и бихевиоризму, и когнитивизму; новая парадигма предлагает выход из сложившегося достаточно узкого контекста западной, преимущественно американской, культуры. Все это имеет непосредственное отношение к большей "социологизации" социальной психологии; сюда входит и признание того, что объяснение окружающего мира может быть лишь конвенцией между людьми, вступающими друг с другом в определенные отношения; слова, употребляемые для этих объяснений, имеют смысл в контексте сложившихся отношений. Распространенность той или иной формы понимания мира зависит от характера социальных процессов, и правило "что чем считать" напрямую связано с социальными изменениями [14].

Именно поэтому вместе с уходом от индивидуалистической традиции необходим уход и от сциентистской методологии, а также ориентация на герменевтику. Это, в свою очередь, заставляет по-новому истолковывать существо социальной психологии как науки: она в большей степени сближается с теми дисциплинами, которые "допускают" интерпретативное начало в познании [16, p.15; 17, с. 23]. Вводя определение социальной психологии как истории, Герген полагает, что ее задача — не только концентрировать внимание на мельчайших элементах текущих социальных процессов, но и "научиться объяснять взаимосвязь событий, далеко отстоящих друг от друга во времени" [17, с. 49]. Соответствующие этим задачам теоретические разработки и означают построение в социальной психологии новой парадигмы, именуемой социальным конструкционизмом.

Вернемся к предложениям европейских авторов, которые в чем-то совпадают с выводами Гергена, а в чем-то противоречат им. В целом нельзя не признать, что намеченная Гергеном программа в значительной степени противостоит традиционному американскому подходу. Но высказанные им критические соображения относятся ко всей социальной психологии ХХ столетия, не исключая и европейскую традицию. Поскольку многие из провозглашенных Гергеном принципов в европейских разработках уже в значительной степени реализованы, некоторые из таких предложений, не претендуя на вхождение в концепцию социального конструкционизма, представляют собой лишь другие способы вывести социальную психологию на широкий простор социальной реальности.

Претензии на выполнение такой миссии обычно опираются на анализ европейской социально-психологической традиции, весьма популярный в европейской литературе [6, 18, 19, 20]. Подчеркивается наличие в Европе солидной общетеоретической базы, созданной великими предшественниками, как в области психологии, так и в области социологии, той самой традиции, которая, по определению, отсутствует в США. В наиболее известном сегодня европейском учебнике [19] подробное исследование этого вопроса предложено К. Грауманном. С его точки зрения, ситуация в Европе перед первой мировой войной характеризовалась отсутствием какой бы то ни было институционализации социально-психологического знания: работали одиночки (Бартлетт в Англии, Пиаже во Франции, Меде в Германии); первый, недолго просуществовавший Институт социальной психологии был создан в 1939 г. С установлением гитлеризма социальная психология в Европе была уничтожена.

Многие социальные психологи были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты, где после первой мировой войны "началась" в полном смысле слова собственная история социальной психологии. Перед второй мировой войной приток эмигрантов из Европы в США способствовал заметной трансформации дисциплины; это позволило одному из европейских авторов высказать парадоксальную мысль, что "личностью, которая косвенно привела к этой трансформации, был …Адольф Гитлер" [20, p. 150].

С самого начала отношения между европейской и американской традициями приобрели весьма противоречивый характер. Традиционный американский индивидуализм при построении программы социальной психологии приобрел методологическое значение. Поскольку эмпирическое исследование уже давно стало знаменем борьбы против кабинетной социальной философии, для американской социальной психологии характерен значительно меньший интерес к анализу массовых процессов (по сравнению с Европой). В области методологии стала популярна предложенная Ф. Олпортом своеобразная комбинация индивидуалистического принципа, бихевиористской позиции и экспериментального метода [21, с. 35].

Как уже отмечалось, такой подход вызывал критические настроения в самой американской социальной психологии. Начало было положено опубликованной в 1967 г. работой К. Ринга, в которой дисциплина была квалифицирована скорее как "красивое экспериментальное манипулирование теоретическими игрушками, чем серьезное построение достойного знания" [цит. по 12, p. 1]. В дальнейшем критики постоянно подчеркивали безусловный приоритет американской традиции над европейской, хотя и признавали исторические заслуги последней: тот же Олпорт ссылался в своих работах на многочисленных учеников Вундта, переселившихся к тому времени в США.

Поэтому, по мнению Грауманна, американская социальная психология имеет вполне европейские корни; в дальнейшем на ее развитие повлиял американский "климат"6. Это утверждение перекликается с мыслью Г. Олпорта, высказанной еще в 1954 г.: "В то время как социальная психология восходит к интеллектуальному духу всей западной традиции, ее современный расцвет должен быть рассмотрен как специфически американский феномен" [цит. по 20, p. 1].

Результат этого своеобразного "синтеза" не замедлил сказаться в Европе, где после второй мировой войны началось возрождение своей традиции в социальной психологии. Вначале это возрождение носило, по выражению Д. Картрайта, явные следы "американизации" [22, p. 85]. Европейские идеи, реконструированные в рамках американского подхода, возвращались теперь в Европу, особенно нуждавшуюся в социально-психологических исследованиях. Первоначально американские подходы принимались весьма сочувственно, однако вскоре после создания ЕАЭСП возникает полемика по ряду существенных проблем. Первыми авторами, заявившими о наличии специфически европейского подхода, оказались идеологи упомянутого уже манифеста 1972 г. С. Московичи и А. Тэшфел.

С. Московичи высказал мысль о том, что хорошим социальным психологом нельзя стать, освоив лишь инструментарий и технику исследований (чему можно и стоит научиться в Америке): необходимо понимать проблемы своего общества. Именно поэтому первым требованием европейского подхода является учет социального контекста. Значение этого тезиса трудно переоценить, хотя в дальнейшей его трактовке много противоречий и неопределенностей. Самые главные из них связаны с пониманием природы социального контекста: есть ли это осознание и включение в каждое эмпирическое исследование реальной социальной ситуации (какого уровня?), или социальный контекст — это синоним культуры, в рамках которой осуществляется исследование? Тогда каково соотношение социального и культурного контекстов? Внятного ответа на этот вопрос практически нет до сих пор. Не случайно эти понятия часто отождествляются, или культурный контекст трактуется как разновидность социального7; иногда — по-видимому, для облегчения ответа — употребляется термин "социально-культурный контекст". Несмотря на эти недоговоренности, обязательный учет социального контекста в социально-психологическом исследовании является своеобразным "знаменем" европейской социальной психологии8.

Еще одно различие между американской и европейской традициями заключается в уровне объяснения социально-психологических процессов. Видный теоретик европейского подхода В. Дуаз в своей программной работе выделяет четыре возможных уровня объяснения изучаемых явлений:

Первый уровень ограничен рассмотрением "психологических", "внутриличностных" процессов (выясняется, как индивид организует свое понимание социального мира).

На втором уровне рассматривается динамика "межличностных", "внутриситуационных" процессов (взаимодействие индивидов).

На третьем уровне вводится понятие социальной позиции или статуса (выявляются социальные взаимодействия, где индивиды — носители этих позиций и статусов).

Наконец, четвертый уровень начинается с общих понятий, касающихся социальных отношений, которые проявляются в тех ситуациях, где взаимодействуют индивиды; это объясняет, как "универсальные идеологические принципы" приводят к различным ментальным представлениям и поведению [6, p. vii].

Различия в подходах американской и европейской социальной психологии проявляются в преимущественном использовании того или другого уровня объяснения. На вопрос, существует ли в действительности "европейский подход в социальной психологии", Дуаз отвечает утвердительно. Хотя и в американской, и в европейской социальной психологии представлены разные позиции, американский подход имеет тенденцию "ограничивать анализ 1-м и 2-м уровнями", тогда как отличительной чертой европейского подхода является "введение в теоретические и экспериментальные исследования 3-го и 4-го уровней" [6], что говорит о большем внимании к социальному контексту.

Таким образом, противостояние американской и европейской традиций "совпадает" с противостоянием "психологической" (PSP) и "социологической" (SSP) социальной психологии; предложенная Московичи идея социологизации по существу является педалированием социологической ветви дисциплины.

Можно выделить и третье измерение "социологизации" — меру и степень включения в анализ собственно социальных проблем. Нельзя сказать, что в рамках американской традиции этот вопрос не ставился. Одновременно с усилением позиций К. Левина, предложившего в качестве методологического принципа так называемое "исследование действием" (action research), в США еще в тридцатые годы было создано Общество для психологического исследования социальных проблем (Society for Psychological Study of Social Problems). Этим признавалась необходимость отойти от узкой проблематики лабораторного исследования, для которого характерно превалирование метода над проблемами. Особенно важным изучение реальных социальных проблем стало в связи с экономическим и политическим кризисом, порожденным "великой депрессией" и второй мировой войной, когда, по мнению Д. Катца, "давление социальных проблем переломило сопротивление пуристов, сидящих в своих лабораториях" [цит. по 19, p. 15].