Смекни!
smekni.com

Коэволюция: человек как соучастник коэволюционных процессов (стр. 2 из 5)

- конструировать - значит целенаправленно различать;

- конструирование порождает когерентный, относительный мир;

- конструирование есть безграничный, рекурсивный процесс;

- конструирующий человек и конструируемый им мир составляют процессуальное единство;

- конструирование есть процесс, порождающий континуальность и циклическую причинность;

- конструирование - это индивидуальная, узаконивающая саму себя деятельность [5].

Великий переворот в живописи был связан с переходом от реализма, стремления точно передать воспринимаемую действительность, как это было, например, в школе передвижников в России во второй половине XIX века, к французскому импрессионизму на рубеже XIX и XX веков, в картинах которого действительность преломлялась через чувства, настроения, впечатления художников. В полотнах импрессионистов правдоподобность создается через неправдоподобие, через приглушенные акварельные краски, как у К.Моне, или, наоборот, через преувеличенно яркие, кричащие краски, как у В. ван Гога, через нагромождение мазков, которые, резонируя с восприятием действительности зрителем, могут передавать действительность даже лучше, чем фотографии. Разные вариации символизма, в особенности стиль Баухауза (В.Кандинский, П.Клее), можно, пожалуй, рассматривать как проявление радикального конструктивизма в живописи. "Искусство должно обращать быль в сказку, переплавлять физику в метафизику, оно, по выражению Пауля Клее не отражает видимое, а создает его" [6] .

3. Человек в цепи циклической причинности

С синергетической же точки зрения, параметры порядка (характеристики системы как целого) определяют поведение частей (подсистем) сложной системы. Они позволяют существенно редуцировать сложность описания исследуемой системы, описать сложное относительно простым образом.

Синергетическая модель, разработанная Г.Хакеном, включает в себя представление о параметрах порядка, принцип подчинения и принцип циклической причинности. Последний описывает отношение между параметрами порядка и частями (элементами) системы, поведение которых подчинено этим параметрам: отдельные элементы системы порождают параметры порядка, которые, в свою очередь, определяют поведение элементов. Или иначе, рисуя антропоморфную картину: параметры порядка представляют нахождение консенсуса между отдельными элементами системы. Таким образом, немногие параметры порядка и немногие возможности, которые они имеют в принятии их индивидуальных состояний, отражают тот факт, что в сложных системах возможны только немногие определенные структуры, которые, так сказать, согласованы с поведением элементов. Иными словами, даже если некоторые конфигурации генерированы искусственно, извне, только некоторые из них действительно жизнеспособны [7].

Параметры порядка и цепи циклической причинности являются, стало быть:

- способом познания сложного;

- способом построения сложной организации;

- способ включения отдельного элемента (скажем, человека в социуме) в целое, в интерактивную сеть коммуникаций и деятельности.

Существенно при этом то, что не только параметры порядка определяют поведение отдельных элементов (принцип подчинения), но и каждый отдельный элемент вносит вклад в определение параметров порядка как динамических характеристик системы, а в состояниях неустойчивости (вблизи бифуркации или момента обострения) поведение отдельного элемента может стать существенным, детерминировать становление нового коллективного образца поведения.

Важно понять, что становление целого связано с видоизменением, деформацией частей (ибо они входят в иную среду, где действуют иные правила поведения), а, изменяя части, целое может пробудить новые необычные, ранее невиданные свойства какой-либо части или некоторых частей, может вызвать их к бытию.

Важно понять и то, что мы не внешние наблюдатели коэволюционного процесса, но участники самой игры. Мы внутри самих тенденций коэволюционного развития. Мы не вправе пассивно ждать, что произойдет. Мы можем и должны стать создателями желаемого будущего. В этом связи И.М.Савельева и А.В.Полетаев справедливо отмечают: "Исторические понятия вроде "необходимости", которые доминировали в общественной мысли эпохи прогресса, заменены психологическими терминами, такими как "выбор" или "сценарий". Новый образ будущего представляет человека одновременно автором, режиссером и актером новой мировой драмы" [8].

Денис Габор как-то сказал, что наилучший способ предсказать будущее - это его создать. В синергетике эта установка приобретает особый смысл [9]. Если нам удастся определить спектры целей развития сложных систем, спектры структур-аттракторов их эволюции (для простейших природных систем это уже осуществлено, и в настоящее время с этих методологических позиций проводится моделирование экономического развития некоторых регионов России в условиях нестабильности и экономического кризиса), то необычайно возрастает роль и ответственность субъектов в выборе наиболее благоприятных сценариев развития.

Именно в этом плане мы можем говорить о человеческой особенности коэволюционных процессов. Особенность в математическом смысле означает, что точку, в которой производная функции обращаются в ноль или - что для нас более важно в плане термодинамики режимов с обострением - достигается бесконечное значение самой функции, т.е. ход кривой качественно меняется (это, например, точка возврата, узловая точка, точка излома, или же асимптотическая точка и т.п.); в физическом смысле - это момент неустойчивости, фазового перехода, перестройки хода эволюционного процесса. Именно в такие моменты неустойчивости человек как активный субъект конструирования мира может сыграть решающую роль в определении того русла, по которому пойдем эволюционный процесс в соответствии со спектром структур-аттракторов среды и собственными ценностными предпочтениями.

4. Человек как микрокосм. Его высокая нелинейность

Эмерджентные свойства структурных образований связаны с нелинейностью развития сложных систем в мире. Нелинейность имеет глубокий смысл, будучи индикатором неединственности эволюционного пути и возможности качественных ломок, фазовых переходов, ситуаций "на краю хаоса", когда флуктуации могут сбросить систему в иное состояние, к образованию новых структур.

Сложные системы организованы иерархическим образом. Сама часть может быть целым, если она состоит, в свою очередь, из более мелких частей на нижележащем уровне организации мира. Часть может быть сложнее целого (по своему поведению, по спектру возможных форм), если она имеет более высокий показатель нелинейности по сравнению с целым. В соответствии с нашим синергетическим видением, это имеет место, по-видимому, в случае человека в обществе. Человек сложнее социальной группы или общества, ибо его нелинейность выше. Сильная нелинейность означает, что соответствующее структурное образование на своем уровне организации обладает более сложным спектром форм-структур и возможных режимов развития. Именно человек может выходить на такие автомодельные режимы, при которых он ощущает влияние абсолютного будущего, сверхцивилизации, о чем пойдет речь в разделе 7 данной статьи.

Высокая нелинейность и целостность человеческой индивидуальности воплощается в свободной человеческой деятельности. Это составляет осевой пункт сравнительного анализа восточного мировоззрения и синергетики, проведенного Т.П.Григорьевой: "Обретая целостность, каждая сущность обретает Свободу. Обретая Свободу, не посягает на свободу другого, сосуществует с другими неслиянно и нераздельно. Это высший тип единства, когда каждый сохраняет свою индивидуальность, что и позволяет ему сообщаться с другими сущностями...Или, как скажет буддийский монах Фа-цань (643-712): "Когда один представляет всех, каждый индивид, соответственно, есть центр Вселенной... Один идентичен многим, многие идентичны одному, мир творится каждым существом. Индивидуум и мир создают друг друга" [10].

5. Принципы нелинейного синтеза простого в сложное

Сформулируем теперь основные принципы коэволюции, нелинейного синтеза относительно простых структур в сложные.

Итак, сложность структуры связана с когерентностью. Под когерентностью мы понимаем согласование темпов жизни структур посредством диффузионных, диссипативных процессов, являющихся макроскопическим проявлением хаоса. Для построения сложной организации необходимо когерентно соединить подструктуры внутри нее, синхронизировать темп их эволюции. В результате объединения структуры попадают в один темпомир, значит приобретают один и тот же момент обострения, начинают "жить" в одном темпе.

Для создания сложной структуры, очевидно, необходимо уметь соединять структуры "разного возраста", развивающиеся в разном темпе структуры, необходимо включать элементы "памяти", будь то биологическая память, ДНК, или память культуры, культурные традиции. Поскольку структуры-аттракторы, характеризующие развитые (установившиеся) стадии эволюции структур нелинейного мира, описываются инвариантно-групповыми решениями, постольку пространственные и временные характеристики структур-процессов оказываются неразрывно связанными. Динамика развития сложной структуры требует согласованного (с одним моментом обострения) развития подструктур "разного возраста" внутри нее, а это, как правило, приводит к нарушению пространственной симметрии. Включение "памяти" (элементов прошлого) означает нарушение симметрии в пространстве.