Смекни!
smekni.com

Судьба как экзистенциал и мифологема (стр. 1 из 3)

С.Ф. Денисов, Омский государственный педагогический университет, кафедра философии

В связи с возросшим интересом со стороны ученых-гуманитариев к антропологической проблематике понятие "судьба" по праву начинает занимать одно из центральных мест как в осмыслении сущности человека, так и в определении путей развития культуры и цивилизации. Это понятие, выражая существенные состояния человеческой жизни, неизбежно становится одним из центральных объектов исследования в философии жизни.

Судьба в философии жизни связывается с направленностью жизненного потока и с его изменением. Согласно Г. Зиммелю, жизнь любого человека имеет какую-либо направленность, свои характерные интенциональные особенности, обусловленные прежде всего внутренним состоянием человеческой психики. В то же время человек действует во внешнем предметном мире, в котором происходят различные события. Последние, несмотря на то, что имеют свою собственную логику развития, вовлечены человеком в жизненный поток, осмысливаются им и оказывают существенное влияние на направленность жизни. Судьба, согласно Зиммелю, это такое состояние человеческой жизни, которое под влиянием внешних событий резко изменяет свою направленность. Так, встреча со знакомым человеком на улице может носить просто случайный характер: мы поговорили буквально ни о чем и молча разошлись, каждый оставшись со своими проблемами. Но если эта встреча становится исходным пунктом решительных жизненных перемен, то такое состояние обстоятельств получит название судьбы.

Изменение направления жизни, понимаемого как судьба, зависит не только от внешних обстоятельств, но и от внутреннего духовного мира человека, поэтому Г. Зиммель утверждает, что животные и Бог лишены судьбы. "Животному недостает смысла жизни, той идеальной интенции, которая утверждает себя сверх полагаемого извне, чисто каузального события, но при этом все же способна ощутить определяющее вовлечение этих событий в нашу жизнь... Для божественного существования нет ничего изначально ему чуждого, в себе необходимого события. Напротив, все события с самого начала объемлются божественной сущностью или промышляются его волей. Для него нет ни препятствий, ни побудительных мотивов, которые он испытывал бы изнутри, нуждаясь в преображении из случайности в смысл" [1].

Таким образом, Г. Зиммель считает, что судьба - это иное название случайности, возникающей на пересечении двух необходимостей: друг, идущий по улице в силу какой-либо необходимости, и я, идущий по этой же улице со строго определенной целью. И вот - встреча, круто изменившая мою жизнь. Это и есть судьба. Или - столкновение внутреннего духовного мира человека, представляющего своеобразную необходимость, с внешними обстоятельствами, функционирующими по своим законам и являющимися иной формой необходимости, это тоже судьба. Судьба подобна искре, появившейся при столкновении двух необходимостей. Однако понимание судьбы как случайности вызывает ряд возражений.

Во-первых, термин "судьба" обычно используется для характеристики всей жизни или ее отдельных сторон. Мысль Г. Зиммеля, напротив, сводится к тому, что судьба - это узловые пункты жизненного процесса, резко меняющие его направление. В таком случае мы должны были бы утверждать, что здесь, в такое-то время нашу жизнь посетила судьба, а в дальнейшем мы просто живем без судьбы. Понимание судьбы как случайности подводит к тому, что мы иногда живем без судьбы.

Во-вторых, поскольку судьба - это случайность, не зависящая от человека, от его сознания и переживаний, постольку она предстает неким иррациональным, лишенным смысла и цели началом. Поэтому, если в этом значении мы будем использовать понятие "судьба", то обнаружим, что жизнь с судьбой - это бесцельная жизнь, а жизнь, насыщенная мыслью и целью, представляет собой существование без судьбы.

В-третьих, понимание судьбы как случайности неизбежно приводит к отождествлению ее с несвободой. Но поскольку судьба - это узловые пункты жизни, которые изменяют ее направление, то получается, что человек несвободен именно в этих точках бифуркации, а в остальной жизни, лишенной судьбы, господствует свобода. Но с таким пониманием свободы довольно трудно согласиться.

В-четвертых, если судьба - это несвобода, бесцельная и бессмысленная жизнь, нечто темное и иррациональное, то человек, наделенный сознанием и разумно относящийся к действительности, будет стремиться преодолеть свою судьбу, какой бы счастливой и удачной она ни была. Допустим, человек в силу случайного стечения обстоятельств добивается блестящих успехов на жизненном поприще и понимает, что это его судьба. Но в то же время он знает, что судьба выражает собой несвободу и представляет бесцельную и бессмысленную жизнь. Даже без углубленного философского анализа ощущается какая-то противоречивость в понимании судьбы как несвободы.

Эта противоречивость стала предметом рассмотрения для О. Шпенглера. Немецкий философ считал направленность жизни явно недостаточной для понимания судьбы. Направленность, подобно вектору, указывает на цель. Хаотичная жизнь лишена судьбы, ибо такая жизнь бесцельна. Так же и жизнь, определяемая только внешней необходимостью, лишена судьбы в силу отсутствия поставленной цели. По мнению Шпенглера, судьба - это внутренняя логика самой жизни, ее глубинная закономерность, вытекающая из самой жизни и резко отличная от законов развития и функционирования природы. Кроме того, если в науке человек открывает законы, каузальные связи, то в жизни он улавливает судьбу, переживает ее. "В идее судьбы,- пишет Шпенглер,- открывается мировая тоска души, ее взыскание света, взлета, завершения и осуществления своего назначения. Она не чужда в полной мере ни одному человеку, и лишь поздний, оторванный от корней обитатель больших городов со своим чутьем на факты и властью механизирующего мышления над исконным созерцанием становится к ней слеп, пока в один из провальных часов она не предстанет ему со страшной отчетливостью, стирающей в порошок всю каузальность мировой поверхности" [2].

При кажущемся различии в понимании судьбы между Г. Зиммелем и О. Шпеглером имеется много общего. Понятием "судьба" оба философа выразили зависимость человека и общества от сил, которые оказывают существенное влияние на протекание жизни, ее направленность, предназначение, ценностные ориентации. В то же время многие философы писали о зависимости человека от каких-либо сил, о детерминированности его активности, но при этом обходились без понятия "судьба". Но тогда в чем смысл введения в философию этого понятия?

По-видимому, необходимость этого обусловлена объектом исследования, каковым выступает жизнь человека. Ее невозможно исследовать теми рациональными методами, которые используются философами для поиска человеческой сущности. Жизнь - это не только и не столько сфера чистого сознания и логических схем, она наполнена эмоциональными компонентами, переживаниями, это - сфера существования, а не сущности. Впрочем, сущность проявляется в сфере существования, но она меняет здесь свои формы, приобретает новые черты. Именно в сфере существования становятся значимыми такие понятия, как судьба, любовь, тоска, озабоченность, совесть и многие другие. Конечно, можно говорить о зависимости человека от внешних или внутренних сил безотносительно к переживаниям человека, но когда мы начинаем включать последние в поле своего исследования, вот тогда и встает необходимость оперирования понятием "судьба". Таким образом, судьба - это один из важнейших экзистенциалов человеческой жизни.

Г. Зиммель и О. Шпенглер различным образом понимают те силы, которые оказывают влияние на жизнь человека. Зиммель, несмотря на то, что ведет речь о двух видах факторов, довлеющих над человеческой жизнью, под судьбой понимает прежде всего детерминацию человеческой жизни внешними силами. В отличие от своего предшественника, Шпенглер сосредоточил внимание на зависимости человека от его духовной культуры. В философии жизни судьба предстает в качестве понятия, посредством которого выражается зависимость человеческой жизни от сил, которые оказывают на нее существенное влияние. Эти силы переживаются человеком и затрагивают не только рациональную сферу человеческой активности, но и находят отражение в чувственно-эмоциональной сфере. Поскольку человек всегда от чего-нибудь зависит: от духовных культурных установок или от природы, в которой господствует каузальность, и так или иначе переживает зависимость своей жизни от этих сил, постольку все многочисленные смыслы судьбы обусловлены, во-первых, характером тех сил, от которых зависит человеческая жизнь, и, во-вторых, от того, как эта зависимость переживается человеком.

Идея судьбы является наиболее древним экзистенциалом и возникает уже в первобытном обществе, в те далекие времена, когда человек только начинал осознавать и переживать зависимость своей жизни от окружающей его природы и от поведения своих сородичей. Возникает мифологема судьбы, т.е. идея судьбы, представленная мифологическим сознанием.

Смыслы судьбы как мифологемы имеют, метафорически выражаясь, несколько уровней. Первый из них обнаруживается в мифах, повествующих о духах и божествах, олицетворяющих силы, влияющие на жизнь человека, а также в описаниях жизни отдельных мифологических героев.

Первоначально судьба олицетворялась или, лучше сказать, одухотворялась, в виде греческих демонов и римских гениев, в которых верили как в духов-покровителей, рождающихся вместе с человеком и нередко умирающих вместе с ним. Демон представлял собою некую неопределенную и неоформленную силу, определяющую жизнь человека. Демон - "это мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная роковая сила, которую нельзя назвать по имени, с которой нельзя вступить ни в какое общение. Внезапно нахлынув, он молниеносно производит какое-либо действие и тут же бесследно исчезает" [3]. Демон - это неразумная, иррациональная сила, во власти которой находится человеческая жизнь. В римской мифологии демонам соответствовали гении. Считалось, что гений - это божество, руководящее действиями человека, прежде всего мужчинами. Впоследствии, по мере развития Римского государства, сложилось представление, что гении руководят не только действиями отдельного человека, но и воинских частей, промышленных корпораций, городов и т.д.