Смекни!
smekni.com

Некоторые тенденции развития массового политического сознания на современном этапе (стр. 2 из 4)

Причем, очевидно, что речь идет о практической деятельности людей и о сознании, непосредственно вплетенном в эту деятельность, являющимся ее мо-ментом и отражающим ее отдельные акты. Таким об-разом, фиксируется обыденно-практический уровень сознания, которое предстает как массовое. Деление сознания на массовое (практическое) и специализированное (теоретическое) есть деление, связанное с различением практической и духовной деятельности, где, с точки зрения целого, материаль-ные компоненты функционально преобладают в прак-тической деятельности (практике), поскольку ее целью является преобразование действительности, а в духов-ной деятельности, наоборот, функционально преобла-дают духовные компоненты, поскольку ее цель - от-ражение действительности [12]. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что де-финиция "массовое сознание" не соотносима с поня-тиями "групповое" или "индивидуальное сознание", т.к. последние могут рассматриваться не только на обыденно-практическом уровне, но, в равной степе-ни, и на уровне специализированного сознания - тео-ретико-научном.

Следовательно, деление сознания на массовое и специализированное - это деление не по субъектам сознания, а по его уровням, а именно, по уровням его вовлеченности в практику - непосредст-венному (массовое сознание) и опосредованному (специализированное сознание). В этой связи необходимо добавить также, что специализированное, теоретико-научное сознание связано с практикой опосредовано. Опосредующим звеном между ними как раз и выступает массовое сознание. "Массовое сознание, таким образом, соот-носительно со специализированным сознанием. Раз-личие между ними состоит в том, что первое непо-средственно определяет действия и поступки больших масс людей, выступая в качестве "сознательного по-буждения", а второе, прежде чем выполнять такую функцию, должно еще стать массовым" [13]. Мы полагаем, что понимание массового созна-ния как сознания обыдено-практического, где связь реального действия и мышления имеет непосредст-венный характер, является вполне адекватным и отчас-ти снимает некоторые методологические трудности, связанные с объяснением этого феномена. Как уже подчеркивалось выше, исследования различных проявлений массового сознания позволяют определить характер изменений в отношениях между устойчивыми и подвижными элементами структуры сознания и поведения масс в результате политизации общественной жизни. Это соотношение характеризу-ется все большей подвижностью; резкими, зачастую "маятниковыми", переменами, что позволяет гово-рить не об эмоциональном процессе, а о резких сдви-гах в структуре массовом сознании. Согласно Г.К.Холодковскому, структура мас-сового политического сознания включает три основ-ных компонента.

Сердцевина такой структуры - ее первый компонент: уровень ожиданий и оценка своих возможностей влиять на политическую систему в це-лях реализации имеющихся ожиданий. Второй компо-нент - социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (справедливость, демократия, равенство, порядок, стабильность). Тре-тий, наиболее подвижный компонент - это мнения, т.е. оценка текущего положения, правительства, лиде-ров, конкретных политических действий и т.д [14]. Если первые два компонента выполняют "функцию сохранения" структуры массового созна-ния, определяя его относительную устойчивость, бла-годаря наличию стереотипов восприятия объективной социальной реальности под детерминирующим влия-нием, в частности, социальной памяти и опыта, то последний обусловлен в основном только прямой рефлексией явлений и поэтому является столь же ди-намичным и изменчивым, как сам объект отражения. Закономерно, что именно этот компонент массового сознания находит свое выражение в общественном мнении и массовых настроениях, которые, в свою очередь, довольно легко поддаются инструментальной фиксации и рассматриваются многими исследо-вателями как реальные проявления массового созна-ния. Думается, отождествление понятий массовых настроений и массового сознания не вполне оправда-но. Действительно, массовые настроения выполняют функцию развития всей структуры массового соз-нания, но при этом остаются лишь одним из компо-нентов этой целостности. Задача же состоит в ана-лизе социодинамики всей этой структуры и определе-нии базовых детерминант ее развития, а не в регист-рации различных локальных проявлений массового сознания.

Тем не менее, анализ содержания массовых на-строения является очень важным в плане регулятив-ного воздействия на них и достижения желаемых ре-зультатов при решении локальных политических задач. Не случайно западные политологи, трактуя поли-тическую психологию как практическое использова-ние психологических знаний в политике, широко при-меняют метод психолого-политического моделирова-ния, при котором учитываются массовые настроения и способы влияния на них. Охватывая значительные количества людей, массовые настроения оказываются именно тем механизмом, который обеспечивает по-литико-психологическую интеграцию, формирование масс и играет роль своеобразного катализатора, ини-циирующего, а затем и регулирующего то или иное политическое поведение. Массовые настроения - это особые психические состояния, охватывающие значи-тельные общности людей.

Эти состояния являются переходом от непосредственных эмоций к осознан-ным мнениям, предшествующим массовым полити-ческим действиям; это особые переживания переход-ного типа, вырастающие из повседневных эмоций, но рационализированные условиями социально-политической жизни - ее разнообразными политиче-скими, социальными, экономическими, духовными устоями [8]. Массовые настроения это достаточно однород-ная для большого количества людей психологическая реакция сигнального типа, отражающая их удовлетво-ренность общими, прежде всего, социально-политическими условиями жизни и субъективную оценку возможности реализации их притязаний в дан-ных условиях; общий настрой масс по отношению к тем или иным аспектам жизни, к тем или иным дейст-виям. Сплачивая людей, настроения лежат в основе массовых общественных движений, во многом опре-деляя направленность их действий. На состояние массовых политических настрое-ний влияет степень соотношения потребностей и ин-тересов к возможностям их удовлетворения. Так, на-пример, первоначальный эмоциональный и деятель-ностный подъем активности масс, вызванный идеями перестройки, довольно быстро сменился настроения-ми напряженного ожидания, а затем апатии, разоча-рований, поскольку обещанного быстрого улучшения жизни не произошло, и интересы людей вступили в конфликт с реальными возможностями. Субъектом массовых политических настроений является масса как совокупность людей, сплоченных общими пере-живаниями. Зарождаясь в конкретных социальных группах и слоях, настроения чрезвычайно быстро распространяются, формируя специфические по сво-им характеристикам массы - носители тех или иных настроений.

В истоках возникновения массовых политиче-ских настроений лежит взаимодействие двух факторов: 1) объективного, предметного (реальная действитель-ность) и 2) субъективного (разные представления лю-дей о реальной действительности, различные ее оцен-ки в свете интересов и потребностей). Развитие на-строений, как правило, носит цикличный характер. Цикл развития настроений обычно включает стадии зарождения ("брожения"), кристаллизации, действи-тельного разрешения и угасания. Спустя время цикл может воспроизводиться, начинаясь с нового подъе-ма. Многообразие и динамичность массовых поли-тических настроений обусловливает определенные трудности при их инструментальной классификации. Наиболее продуктивным при решении этой задачи нам представляется функциональный подход, не фик-сирующий бесконечное множество оценочных аспек-тов, а вскрывающий политическую роль массовых настроений в процессуальном плане. Это позволяет подразделять настроения в зависимости от тех кон-кретных функций, которые они выполняют в полити-ческих процессах. Проводя обобщения в соответствии с практической политической значимостью и формой проявления массовых настроений, можно выделить: - функцию формирования субъекта потенци-альных политических действий и, соответственно, на-строения, формирующие потенциально-действенные общности (например, массовые движения); - функцию инициирования и регуляции массо-вого политического поведения и соответствующие настроения (например, приводящие к модификации политические системы); - функцию политико-психологической оценки и, соответственно, сигнально-оценочные настроения, лежащие в основе отношения к политической реаль-ности (например, развития нового политического мышления и его распространения).