Смекни!
smekni.com

Жажда идеологии (стр. 2 из 2)

В-пятых, активное использование национальных символов свидетельствует о том, что именно национальные течения станут основой новой идеологии.

* * *

Идеологическое творчество в современной России нуждается в ценностях всех выше перечисленных направлений (свобода, социальная защита, державность). Однако пока мы можем наблюдать лишь искусственные соединения национализма и либерализма (национал-либерализм), национализма и социализма (национал-социализм). И первое и второе опасно для целостности общества.

Национал-либерализм оправдывает укрепление олигархии. Логика либерализма требует повышения потребительских стандартов, следовательно, и повышения жизненного уровня граждан. Но часто рост благосостояния обеспечивается не только высокой производительностью труда, но и эффективной эксплуатацией подвластных территорий. Еще Сесиль Родс говорил: "Моя заветная идея есть решение социального вопроса, именно: чтобы спасти сорок миллионов жителей Соединенного Королевства от убийственной гражданской войны, мы, колониальные политики, должны завладеть новыми землями для помещения избытка населения, для приобретения новых областей сбыта товаров, производимых на фабриках и в рудниках. Империя, я всегда говорил это, есть вопрос желудка" (цит. по: [2, с. 394]). За сто лет со дня произнесения этих слов ничего не поменялось. Либеральная модель существования настоятельно требует проведения колониальной или неоколониальной политики. Россия, которая не в состоянии осуществить подобную политику, сегодня оказывается под двойным угнетением: со стороны развитых стран и со стороны московской олигархии. Политическая стабильность в столице обеспечивается относительно высоким жизненным уровнем москвичей за счет эксплуатации регионов. Реакцией на колонизаторскую политику центра может стать раскол страны.

Слабость национал-либерализма обнаруживается в использовании либерально ориентированными политиками языка архаичных символов (двуглавый орел, Георгий Победоносец на копейках, использование церковного ритуала в официальных государственных действах и т.д.). Показная приверженность традициям оборачивается примитивным архаизмом.

Национал-социализм проводит идею необходимости социальной защиты, гарантий работы и образования лишь для представителей конкретной нации (для татар в Татарстане, для чувашей в Чувашии, для чеченцев в Чечне и т. д.), что неизбежно приводит к напряженности в межнациональных отношениях и грозит распадом страны. Российские, не только русские, национал-социалисты так же как и национал-либералы, пытаются освоить архаичную символику. Идеологические симбиозы выводят на политическую арену сюрреалистические персонажи: византийствующих демократов, христианствующих коммунистов, "демократически" избранных национальных не то президентов, не то ханов.

Идеологический разброд в нашей стране не оставлен без внимания другими государствами. Идет борьба не только за экономический, но и за идеологический передел России. Идеологический вызов нам брошен Западом (либерализм), мусульманским миром (исламский фундаментализм, пантюркизм). Китай вполне обходится демографическим давлением на русский Дальний Восток. Брошенным вызовам пока не дан достойный ответ. Следует помнить, что культурно-идеологическое подчинение неизбежно повлечет за собой экономическое и военное подчинение.

Современная Россия нуждается в жизнеспособной идеологии ничуть не меньше, чем в инвестициях в экономику. Наиболее перспективным становится державное направление, свободное от прямолинейного национализма, рассмотрение которого требует специального разговора.

Последние годы концепция державности интенсивно разрабатывается. Выделились несколько основных дискуссионных направлений, в рамках которых создается новая российская идеология. Для этого необходимо решить две главные задачи. Во-первых, идеология обеспечит внутреннюю консолидацию общества. Во-вторых, она станет обоснованием внешнеполитических притязаний государства.

Евразийское направление. Россия - единство славянских, финских, тюркских народов. Их многовековое совместное существование и создало российскую цивилизацию. Евразийские перспективы постсоветских республик обозначались не только российскими учеными, деятелями культуры и политиками. Достаточно вспомнить заявления президента Казахстана Н. Назарбаева. Скорее всего, евразийство не оформится в государственную идеологию. Однако в рамках этой дискуссии возможны позитивные разработки, которые обеспечат идеологические основания союза разных наций и народов, населяющих Россию. Кроме того, евразийство поможет подготовить теоретическое обоснование внешнеполитических контактов с государствами Центральной Азии.

Славянское направление. Каркас российской государственности составляют восточнославянские народы. Великая страна возродится благодаря их воссоединению. Как и предыдущее направление, оно имеет сторонников за рубежами современной России, например, в лице президента Белоруссии А. Лукашенко. Славянское направление ищет свое продолжение во внешней политике. Но успех в этой части дискуссии проблематичен, т. к. сегодня "братские" славянские государства, за исключением Югославии и Белоруссии, стремятся демонстрировать преданность неславянскому Западу.

Православное направление. Россия - православное государство. Подавляющее большинство его граждан ассоциируют себя именно с этой конфессией. Отходя от советского варианта государственного устройства, Россия неизбежно будет возрождать традиции православия. В рамках этого направления существуют и монархические устремления. Во внешней политике отстаивается тезис православной цивилизации - наследницы Византии. Потенциальные и реальные союзники позволят нашей стране принять самое активное участие в построении новой системы безопасности в мире.

Создание новой идеологии возможно лишь с учетом указанных направлений. Оппозиция "демократия-коммунизм" не вмещает в себя всей сложности российской жизни. Однако неоевразийство, неославизм, неоправославие - лишь рабочий материал, который еще предстоит творчески переосмыслить.

Об общегосударственном кризисе в России пишется много и доказательно, и лишний раз сосредоточивать внимание на этом вопросе не представляет для нас интереса

Перефразируя знаменитое высказывание Дж.Оруэлла: "Истина не то что есть, а то, во что мы верим" [1], мы можем сказать: "Истина не то что есть, а то, что мы поняли".

Единого государства, национальной идентичности

В частности, стремительная индустриализация Советского Союза исходила не столько из естественного развития страны, сколько из стремления построить коммунизм.

Список литературы

Оруэл Дж. 1984. М., 1989. С. 187.

Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма // Избр. соч.: В 10 т. М., 1985. Т. 6.