Смекни!
smekni.com

Понимание материи и сознания (стр. 17 из 19)

тельного, конечного и бесконечного, прерывного и непрерывного.

В связи с этими положениями выделим два обстоятельства.

Во-первых, методология не есть нечто, существующее наряду с "по-

зитивным" научным знанием, не есть механическая сумма результатов,

выводов научного познания. В диалектико-материалистическом понима-

нии методология - это 1система 0наиболее общих принципов, являющаяся,

с одной стороны, итогом, следствием, продуктом развития науки и, в

силу этого, его необходимой предпосылкой (ориентиром, регулятивом)

- с другой: наука представляет собой 1органическую систему.

Во-вторых, познание пространственно-временных свойств движущейся

материи может основываться лишь на всем комплексе указанных методо-

логических принципов. Ключевым в их системе, подчеркнем, является

тезис "движение есть сущность времени и пространства". Указание на

объективность пространства и времени, например, взятое как 1единст 0-

1венный 0методологический принцип, само по себе недостаточно: объек-

тивность ведь можно трактовать и метафизически...

_4.5. Концепция множественности нефизических форм

_пространства и времени.

Эта концепция оживленно обсуждается сегодня в научной литерату-

ре. Ее сторонники полагают, что наряду с "физическими" пространст-

вом и временем существуют качественно отличные от них химическое,

геологическое, географическое, биологическое, социальное и многие

другие пространство и время. Тезис "движение есть сущность времени

и пространства" интерпретируется ими в том смысле, что 1всякой 0спе-

цифической форме движения материи соответствуют специфические (по-

рождаемые ею) пространство и время. И в учебнике выделяются специ-

фические формы пространства и времени, соответствующие основным

сферам материального мира (неживая природа, жизнь, общество).

Но пока сторонникам этой идеи не удалось убедительно показать, в

чем же состоит качественное отличие "нефизических" пространства и

.

ш1.44

60

времени от "физических" 5108 0. Это представляется нам симптоматичным,

ибо значительные сомнения вызывают как некоторые исходные посылки

обсуждаемой концепции, так и ряд вытекающих из нее выводов. Ее сто-

ронники ссылаются на реляционное понимание пространства и времени и

на выявленное современной физикой своеобразие пространственно-вре-

менных отношений в субмикро-, микро-, макро- и мегамире (см. 4.3).

Однако таких ссылок в данном случае недостаточно. Дело, в част-

ности, в том, что протяженность - это свойство материальных объек-

тов, порождаемое определенным характером 1взаимодействия 0(единством

1отталкивания 0и 1притяжения 0как 1непосредственных действий 0), присущим

образующим эти объекты элементам (см. с. 42, 47). Сегодня науке из-

вестны четыре типа качественно своеобразных непосредственных дейст-

вия (сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное), обуслав-

ливающих специфичность пространственно-временных отношений в облас-

тях (масштабах) своего доминирования (см. с. 56). В этой связи воз-

никает по сути риторический вопрос: существуют ли 1непосредственно

химические, геологические, географические, биологические, социаль-

ные (и прочие) 1притяжение 0и 1отталкивание 0, отличающиеся от электро-

магнитных и обуславливающие специфичность протяженности "нефизичес-

ких" пространств? Подойдем под этим углом зрения к положению учеб-

ника о том, что объективно-реально существуют качественно различ-

ные, несводимые к "природному" и друг к другу, биологическое и со-

циальное пространство-время 5109 0и конкретизируем наш простой вопрос:

существуют ли непосредственно биологические и социальные притяжение

и отталкивание, отличающиеся от "природных"? Ответ очевиден.

Здесь важно учитывать, что мера непосредственного действия - это

энергия. "Ею,- справедливо отмечал И.В.Кузнецов,- характеризуется

один из основных аспектов интенсивности всех видов физического вза-

имодействия... Сами же по себе высшие формы движения не обладают

никакой особой формой энергии, кроме энергии, присущей входящим в

них элементарным физическим движениям, их совокупным связям... Ес-

ли, например, говорят о "химической энергии" или "биологической

энергии", то это - не более, чем метафорическое выражение" 5110 0.

Важно и то, что изучаемые физикой фундаментальные взаимодействия

ш1.0

имеют 1конечную 0скорость распространения, что очень существенно для

-------------

5108 0См. 1Аронов Р.А., Терентьев В.В. 0Существуют ли нефизические фор-

мы пространства и времени? // Вопросы философии. 1988. N 1.

5109 0Об ошибочности трактовки учебником понятия "пространство-время"

уже говорилось - см. с. 50-51.

5110 1Кузнецов И.В. 0Специфические черты физических форм движения ма-

терии. В кн. "Пространство, время, движение". М., 1971. С. 368.

.

ш1.49

61

понимания природы пространства и времени (см. с. 42). В этой связи

еще риторический вопрос сторонникам рассматриваемой концепции: су-

ществуют ли 1непосредственно 0химические, геологические, географичес-

кие, биологические, социальные (и прочие) взаимодействия, имеющие

1специфически 0"нефизическую" 1предельную 0скорость распространения?

Таким образом, не каждой качественно своеобразной форме движения

материи должны соответствовать специфические пространство и время.

Для понимания данного вопроса необходимо различение понятий "движе-

ние", "взаимодействие", "изменение" 5111 0. Анализ аргументации сторон-

ников обсуждаемой концепции показывает, что их выводы об объектив-

ном существовании "нефизических" форм пространства и времени "осно-

ваны на смешении онтологического и гносеологического аспектов проб-

лемы и отождествлении пространства и времени как форм бытия движу-

щейся материи с движением материи", а "переход от специфики прост-

ранственно-временных отношений соответствующих материальных процес-

сов к специфическим "формам" пространства и времени в рамках их он-

тологического рассмотрения некорректен и делает невозможным научное

понимание проблемы развития и прежде всего именно пространствен-

но-временных аспектов последнего" 5112 0. С этим согласны не все иссле-

дователи 5113 0, но убедительных возражений на отстаиваемую нами точку

зрения ими пока не найдено 5114 0. Наша оценка рассматриваемой концеп-

ции, подчеркнем, вовсе не означает того, что 1понятие 0"социальное

время", например, не заслуживает исследования как объект 1теории 0,

важнейший элемент 1духовной культуры.

Обоснование тезиса об объективном существовании качественно сво-

еобразного биологического пространства в учебнике по сути сводится

к повторению частью не относящихся к существу дела, частью ошибоч-

ных суждений В.И.Вернадского, придававшего большое значение "нера-

венству правизны и левизны" в биосфере (что, по его мнению, отлича-

ет ее от "косной" материи неживой природы). "В.И.Вернадский,- чита-

ш1.0

ем в учебнике,- отмечая эту особенность пространственной организа-

-------------

5111 0См. 1Терентьев В.В. 0К вопросу об основаниях концепции множест-

венности нефизических форм пространства и времени. В кн. "Фило-

софия, наука, личность". М., 1992. С. 37-38.

5112 0 См. 1Аронов Р.А., Терентьев В.В. 0 Указ. соч. С. 84.

5113 0См. 1Шинкурук В.И. 0К вопросу о философских взглядах В.И.Вернадс-

кого (по поводу статьи Р.А.Аронова и В.В.Терентьева "Существуют

ли нефизические формы пространства и времени?" // Вопросы фило-

софии. 1988. N 7.

5114 0См. 1Аронов Р.А., Терентьев В.В. 0Об основаниях концепции нефизи-

ческих форм пространства и времени. В кн. "Диалектический мате-

риализм и философские вопросы естествознания". М., 1991.

.

ш1.5

62

ции живого, подчеркивал принципиально неэвклидовый характер прост-

ранственной асимметрии, свойственный живым организмам. Для трехмер-

ного эвклидова пространства макромира, в которое вписывается живой

организм, правое и левое тождественны (?? - 1В.Т. 0). Отсутствие этой

тождественности, резкое проявление левизны в организации живого

Вернадский оценивал как свидетельство особенностей биологического

пространства 5115 0. Он выдвигал гипотезу, согласно которой биосферу

следует рассматривать как сложную композицию различных неэвклидовых

пространств организмов и локальных эвклидовых пространств неоргани-

ческих объектов, с которыми взаимодействуют эти организмы". Однако

концепция В.И.Вернадского не может служить основой современного по-

нимания пространства (и времени) 5116 0. Неубедительны и доводы учебни-

ка в пользу тезиса об объективном существовании качественно своеоб-

разного биологического времени.

Не имеют достаточного обоснования и развиваемые в учебнике идеи

о существовании наряду с "природными" и "биологическими" социаль-

ных пространства и времени. Социальное пространство, оказывается,

"обладает особым человеческим смыслом", включает и "зоны плодонос-

ных земель", и "пространственную сферу обращения капитала", и мно-

гое другое... А "социально-историческое время течет неравномерно",

что соответствует ускорению темпов социального развития. "Причем

само ускорение социально-исторического времени,- читаем в учебни-

ке,- происходит неравномерно. В эпоху революционных преобразований

это ускорение и своеобразное спрессовывание исторического времени,

его насыщение социально значимыми историческими событиями, происхо-

дит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спо-

койного развития". Так что же все-таки "ускоряется"? 1Деятельность