Смекни!
smekni.com

Детерминизм (стр. 5 из 5)

Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева (см. его работы: "Филосо­фия свободы", "Философия свободного духа", "Дух и реальность", "О рабстве и свободе человека", "Царство духа и царство кесаря" и др.). Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходи­мостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Сво­бода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудите­лен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. "Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия чело­века. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причин­ных отношений. Причинные отношения находятся в объективирован­ном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире" *

Творческий акт человека не есть только перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть только эманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформ­ление материи в смысле налегания на нее идеальных форм. В творче­ский акт человека, указывает Н.А- Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире, прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а из свободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывна от творчества. Лишь свободный творит.

В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, твор­чество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в вицу — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согла­ситься с его устранением детерминизма.

В детерминистской философии свобода понимается как способ­ность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антони­мом термина "свобода" в таком случае выступает "принуждение", т.е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.

Это противопоставление свободы принуждению принципиально важно, поскольку принуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б. Спиноза. "Вы полагаете, — писал он своему оппоненту, — никакого различия между необходимостью и при­нуждением, или насилием. Стремление человека жить, любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, оно необходимо..."**.

То, что свобода и необходимость не являются антиподами, предполагает признание возможности существования свободы без от­каза от необходимости.

Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые на первый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внут­ренним миром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли — это абстракция от реального процесса формирования волевого акта человека. Безусловно, волевое решение человека, свя­занное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания, но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнему миру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объек­тивного мира, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимоо­бусловленности явлений в мире внешнем. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.

Реальное свободное действие человека выступает прежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, где есть выбор; выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достиже­нию целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д.

Основанием для ситуации выбора является существо­вание объективного спектра возможностей, а объективным основанием возможности является закономерность и совокупность различных ус­ловии, необходимых для се реализации. Возможно то, что не противо­речит объективным законам, для реализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, мера возможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости. Од­нако сама ситуация выбора — это не свобода, а лишь необходимая предпосылка свободы, свободного действия. Сам акт свободного дей­ствия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией в действительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всего целевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характером практической деятельности и той совокупностью знаний, которой человек располагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив, есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения, которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имею­щегося в его распоряжении знания.

Одним из аспектов проявления человеческой свободы является способность человека преобразовывать окружающий его мир, его спо­собность преобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого он является. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает еще на досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органической целостностью.

Свободное действие человека всегда предполагает его ответствен­ность перед обществом за свойпоступок. "Свобода и ответственность — это две стороны одного целого — сознательной человеческой дея­тельности. Свобода есть возможность осуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знанием дела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знание объективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соот­ветствуют объективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности. Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием и субъективно поставленной целью необхо­димость выбора способа действия, необходимость активной деятельности для осуществления этой цели... Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу" *.

Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и от­ветственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уров­нем развития общественного сознания, уровнем социальных отноше­ний, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей сове­стью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отноше­ния. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния.

Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связыва­ющих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.

Список используемой литературы:

1. Философия П.В. Алексеев, А.В. Панин

2. Кедров Б.М. "Научная концепция детерминизма" "Современный детерминизм, законы природы". 1973.

3. Огородников В.П, "Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения". 1985, раздел "Индетерминизм и метафизика против науки").

4. материал по работам В. Г. Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецо­ва

5. Тюхгин В., Пономарев Я. "Отра­жение" , "Философская энциклопедия". 1967. С. 184—186;Тюхтин B.C. "Отражение" "Философский энциклопедический сло­варь". 1989.

6. Парнюк М.А "Концепция детерминизма в диалекти­ческом материализме" "Современный детерминизм и наука". Новосибирск, 1975.

7. "Философский словарь". Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт.

8. Косолапов Р. И., Марков B.C. «Свобода и ответственность»)


* (См.: Кедров Б.М. "Научная концепция детерминизма" // "Современный детерминизм, законы природы". М., 1973. С. 8).

* (См.: Огородников В.П, "Познание необходимости. Детерминизм как принцип научного мировоззрения". М., 1985, раздел "Индетерминизм и метафизика против науки").

· (материал по работам В. Г. Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецо­ва)

* (Об отражении см.: Тюхгин В., Пономарев Я. "Отра­жение" // "Философская энциклопедия". Т. 4. М., 1967. С. 184—186;Тюхтин B.C. "Отражение" // "Философский энциклопедический сло­варь". М., 1989. С. 454—455).

*(Парнюк М.А "Концепция детерминизма в диалекти­ческом материализме" // "Современный детерминизм и наука". Т. 1. Новосибирск, 1975. С. 13).

*("Соч". М.—Л., 1929. Т. 1. С. 238).

*("Здравый смысл"; М., 1941. С. 60)

**("Философский словарь". Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт. С. 523)

***("Собр. соч. в десяти томах". Т. 9. М., 1958. С. 319).

* ("Царство духа и царство кесаря". М., 1995. С. 325)

**("Избранные произведения". В 2 т. М., 1957. Т. II. С. 584-585)

*(Косолапов Р. И., Марков B.C. Свобода и ответственность. М., 1969. С. 72)