Смекни!
smekni.com

Проблемы формального эволюционизма (стр. 2 из 3)

Следовательно, с точки зрения объёма предзаданной на начало Вселенной информации предпочтительнее выглядит список простых законов, чем громоздкое их объединение.

II. Начало мира и единая теория физических взаимодействий

В первой части я обратил внимание читателей на проблемы современного понимания концепции глобального эволюционизма, в связи с чем её следует называть "формальной".

К таковым проблемам относятся (1) неопределённость списка предзаданных на начало Вселенной законов, (2) отсутствие рационального подхода к "способу" их "хранения" или "передачи" в момент сингулярности (t=0), (3) неспособность этих законов ответить на вопросы о необходимости и сущности эволюционных процессов.

Учитывая это, эволюционную парадигму, основанную на признании абсолютности (стационарности, неизменности) фундаментальных законов я назвал формальной.

Две возможности решения проблемы

Перед нами стоит выбор: (1) либо мы вынуждены постулировать предопределённость ВСЕХ мировых законов и отказаться от глобально-эволюционных взглядов, признав всё наблюдаемое развитие лишь воплощением предзаданной схемы, либо (2) отказаться от стационарной научной парадигмы и искать принципы становления уровней организации Вселенной и, самое главное, последовательного возникновения соответствующих им законов. То есть, реально встав на позиции эволюционизма, мы вынуждены не только продекларировать поэтапное, последовательное формирование иерархических уровней, но и признать синхронное с ними появление и развитие законов, описывающих эти уровни.

На мой взгляд, представление о том, что законы возникают и изменяются синхронно с эволюцией систем, выглядит более научно корректным и даже более соответствующим здравому смыслу, чем классический (формальный) вариант, признающий их внешнюю для Вселенной предзаданность. И далее я сделаю попытку развить вторую, не стационарную гипотезу.

Название и основные идеи

Для характеристики неформального типа эволюционизма мне не хотелось бы использовать определения "полный", "реальный", "абсолютный" и им подобные. Резонно будет говорить просто о Глобальном эволюционизме (ГЭ) как таковом.

Основу парадигмы ГЭ составляет предположение, что не существует никаких статичных, предзаданных, абсолютных законов Вселенной. То есть постулируется, что на начальный момент времени Вселенная не обладала никакими физическими параметрами, характеристиками — ни массой, ни энергией, ни зарядом, и, следовательно, не существовало никаких законов, связывающих эти параметры.

Утверждение выглядит в достаточной степени логичным, поскольку, у единичного, не дифференцированного объекта, каковым являлась Вселенная на начальный момент времени, принципиально не могло быть никаких определений. Любые параметры, характеристики физических систем — это, прежде всего относительные величины: масса имеет определённость только относительно другой массы, заряд — относительно другого заряда. И понятно, что невозможно говорить о каких-то сравнительных характеристиках уникального единичного объекта. А поскольку Вселенная не обладала никакими качествами и параметрами, то и невозможно говорить и о законах, которым они подчиняются.

Естественно возникает вопрос: а что же представляла собой Вселенная в начальный момент? А ничего! Или точнее — НЕ’ЧТО. Нечто непосредственное и неопределённое, без параметров и качеств, без какой-либо структуры.

Как ни абсурдно может показаться это утверждение, но оно более научно корректно, чем представление ФГЭ о мгновенном возникновении или априорном существовании всех сложно-взаимосвязанных физических законов.

Новый взгляд на принцип создания единой теории физических взаимодействий

Гипотеза последовательного возникновения и изменения законов Вселенной не только позволяет рационально (не теологически) подойти к пониманию её начала, но и по-новому взглянуть на возможность объединения существующих законов в единую систему. Согласно парадигме ГЭ единая теория физических взаимодействий должна представлять собой не некоторую стационарную систему, частными решениями которой являются законы элементарных взаимодействий, а последовательную цепочку законов, предыдущие звенья которой являются основанием для вывода последующих. Фактически эта система должна выглядеть, как иерархическая последовательность уравнений, имеющих изменяемый (временной) параметр. Необходимый математический аппарат, скорей всего, может быть найден на пути построения иерархической системы математики, описывающей закономерности перехода от арифметических объектов к алгебраическим, дифференциально-интегральным и так далее.

Направленность эволюции

Постулирование в рамках ГЭ единичности, элементарности Начала Вселенной даёт нам возможность выдвинуть гипотезу о направленности эволюции. Исходя из самых общих соображений мы можем констатировать, что Начало, самим своим фактом, дало первое определение Мира, разделив его на Бытие и Небытие (прямо так — по Гегелю). Дальнейшее самоопределение Мира составляют два противоположных процесса: дифференциация (дробление) его элементов (процессов, объектов) и интеграция их в новые системы.

Чем более разнообразны элементы Мира, тем в более функционально и структурно сложные системы они объединяются. И, наоборот, чем более сложные системы формируются в Мире, тем более разнообразно они дифференцируют (определяют) Мир.

Возрождение гипотезы Амбарцумяна

В системе формального глобального эволюционизма, исходящего из предзаданности параметров Вселенной (массы, количества частиц, типа и интенсивности взаимодействий) приходится пытаться объяснить формирование всё новых и новых систем из неизменных хаотически распределённых элементов.

С парадигмой глобального эволюционизма более логично согласуется гипотеза формирования космологических образований (скоплений галактик, галактик, звёздных систем) в результате последовательного распада протогалактических объектов. Эту гипотезу ещё в семидесятых годах прошлого века высказал академик В .А. Амбарцумян. Р. М. Мурадян использовал её для объяснения происхождения моментов собственного вращения космологических объектов, предположив, что протогалактическими объектами были супермассивные элементарные частицы.

В 1985 году я развил гипотезу распада протообъектов: предположив непостоянство мировых констант и предложив рассматривать в качестве протоэлементов обычные нуклоны, я показал, что гипотеза Амбарцумяна способна объяснить спектр масс и размеров космологических объектов.

Второе начало термодинамики

Понимание эволюции Мира, как процесса интегрирования новых систем на фоне непрерывного дифференцирования его элементов, даёт возможность корректно решить проблему применения второго начала термодинамики к эволюционным процессам. Элементарно это решение формулируется так: увеличение энтропии на низших уровнях организации вещества служит основанием для интеграционных процессов на последующих уровнях, идущих с уменьшением.

В заключительной части серии "К парадигме глобального эволюционизма" я попытаюсь высказать некоторые предположения о финале эволюции Вселенной.

III. Антропный принцип и финал мира

В предыдущей части я сформулировал основной принцип парадигмы глобального эволюционизма (не формального) — законы, описывающие различные уровни организации Вселенной (гравитационный, ядерный, химический, биологический, социальный), появляются и развиваются синхронно с самими уровнями. Это позволило мне выдвинуть следующие тезисы: (1) в начальный момент Вселенная не обладала никакими параметрами (чем абсолютно снимается проблема предзаданности законов); (2) единая теория взаимодействий может быть построена как иерархическая структура, в которой отдельные теории рассматриваются, как последовательные звенья в цепочке вывода, а не как частные решения некоторой обобщающей системы; (3) направление эволюционного движения задается двумя процессами: дифференциацией исходного неопредёленного состояния и интеграцией "продуктов" распада.

В космологии этот третий тезис реализуется предположением формирования скоплений галактик, галактик, звёздных скоплений, звёзд в результате последовательного распада протокосмологических элементарных частиц. Этот подход позволяет непротиворечиво разрешить проблему применимости второго начала термодинамики к Вселенной в целом.

В заключительной части я хотел бы немного поговорить о возможном финале эволюционного процесса и о месте человека в нём — по сути, о финалистической формулировке антропного принципа.

Антропный принцип и эволюционизм

Антропный принцип (АП) был выдвинут в конце XX века, как обоснование связи возможности и необходимости появления человека с наблюдаемыми параметрами Вселенной (Б. Картер, Г. Идлис, Р. Дикке, Дж. Лесли, С. Хокинг, Дж. Уилер, И. Л. Розенталь, И. Д. Новиков и другие). Соотношение антропного принципа и глобального эволюционизма я уже рассматривал в своей статье "Антропный принцип и глобальный эволюционизм. Краткое введение в общую теорию глобального эволюционизма". Основной её вывод: в парадигме глобального эволюционизма вообще не существует проблем, связанных с объяснением АП ни в какой из его формулировок (ни слабой, ни сильной). Появление разума в рамках глобального эволюционизма рассматривается как закономерный этап в цепочке эволюции Вселенной вслед за появлением атомов, химических молекул, биологических организмов. Постулирование же в концепции ГЭ отсутствия на начальный момент какие-либо законов и параметров Вселенной абсолютно снимает проблему соответствия этих законов и параметров условиям, необходимым для возникновения жизни.