Смекни!
smekni.com

Структурные сдвиги в производстве и потреблении (циклы Кондратьева) (стр. 2 из 2)

Если обратить внимание на динамику развития системы образования, то можно увидеть скачки в её развитии, которые как раз приходятся на середину циклов Кондратьева. В ХIХ веке ещё Маркс упоминал о жалобах английских капиталистов на низкий уровень образования рабочих, и потому в 40-е годы ХIХ века в Англии стали создаваться бесплатные начальные школы для детей фабричных рабочих.

В середине следующего цикла, на рубеже ХIХ-ХХ веков очередной скачок развития во всех странах Европы и Америки, в которых капитализм набрал силу. Увеличилось финансирование системы образования и охват ею рабочего населения, увеличился срок обучения, объем преподаваемых дисциплин, возникли новые виды учебных заведений.

В середине следующего цикла, в 1950-60-х годах – увеличение ассигнований и объема приобретаемых знаний, резкое расширение системы образвания переходом на всеобщее среднее образование.

А середина следующего цикла, в настоящий момент, мы видим увеличение срока среднего образования до 12 лет, и главное - развитие системы постоянного образования, в течение всего срока трудовой активности человека.

Структурные кризисы занимают экономическую науку давно – со времен структурного кризиса 1920-30-х голов, причина которого до сих пор не имеет объяснения современной наукой. Впрочем, как и все другие, поскольку в традиционном подходе их объяснить нельзя. Наши догматики от марксизма видели с великой депрессии последний перед кончиной общий кризис капитализма, о котором говорил Маркс. Конечно, Кондратьев, первый обративший внимание на долговременные колебания в экономике не вписывался в официальную версию происходящего, и потому погиб в сталинских репрессиях. А поскольку капитализм выжил, и к тому же бурно развивался, то наши академики, чтобы не нарушать догму о "загнивающем капитализме", просто отрицали существование длинных волн в экономике.

Найти причины возникновения длинных волн в экономике без ввода в анализ стоимости, потребительной стоимости, и цены рабочей силы, невозможно. Поэтому сам Кондратьев, и другие исследователи, видели причину длинных волн во внешних проявлениях структурного кризиса и течении длинной волны. Так Кондратьев видел причину в обновлении основного капитала, Шумпетер видел причину во внедрении принципиально новых сре дств производства и изобретений. Другие брали какой-нибудь внешний показатель экономики, например, учетную ставку, и раскрывая взаимосвязь с другими внешними проявлениями длинной волны, строили свою теорию. Хотя, из самой буржуазной теории видно то, что колебания учетной ставки банковского процента, объема кредитов, инвестиций, уровня цен, и т.д., - всё зависит от нормы прибыли. Ведь если норма прибыли удовлетворительна, то инвестиции капитала возрастают, и не надо искать каких-то иных причин, когда явно видно, что сокращение инвестиций происходит из-за снижения нормы прибыли. Но, видеть-то это буржуазные ученые скорее всего видят, однако, без ввода таких марксистских понятий как стоимость, потребительная стоимость, и цена рабочей силы, раскрыть причины и механизм длинных волн в экономике невозможно. Поэтому все их теории показали свою несостоятельность даже не в применении на практике, а в безуспешных попытках объяснить происходящее.

Общая схема цикла Кондратьева

После уничтожения монополии и выхода её на более обширный рынок, восстанавливается конкуренция и рыночные цены. Рыночная цена рабочей силы выше монопольной и потому снижается норма прибыли. Чтобы повысить норму прибыли приходится внедрять новые, более производительные средства производства. Обновление сре дств производства повышает производительность труда и норму прибыли. Повышенная цена рабочей силы увеличивает потребление рабочего населения, растет спрос на товары народного потребления и средства производства. Увеличивается производство, растет спрос на рабочую силу и её цена, сокращается безработица и затухает классовая борьба, растет спрос на заемный капитал, потому растет учетная ставка банковского процента, инфляция минимальна, в экономике подъем.

Когда спрос на рабочую силу достигает своего максимума, и когда на рынке и в производстве решающей силой становится новое поколение рабочей силы, первый отряд рабочего класса, стабилизируется норма прибыли и цена рабочей силы. Норму прибыли уже не увеличить, и потому приходится обратиться к наращиванию массы прибыли. Конкурентная борьба обостряется и начинается монополизация рынка.

Монопольные тенденции понижают экономические показатели, поскольку с обновлением рабочей силы увеличивается несоответствие монопольной цены рабочей силы средней стоимости рабочей силы. Это несоответствие, будучи абсолютно невыгодно для наемной рабочей силы, нельзя исправить повышением цены рабочей силы. И тогда остается только понизить потребительную стоимость рабочей силы до уровня её монопольной цены. То есть, снизить качество рабочей силы, а стало быть, и качество труда. Ведь стоимость рабочей силы уже произведена, а потому стоимость произведенного товара снизить нельзя. А вот потребительная стоимость рабочей силы полностью подчинена воле наемного работника, поскольку реализуется в труде.

Но все вышеперечисленные отрицательные качества монополии не самые главные. Главное то, что монополизация рынка прежде всего уничтожает все возможности развития производства как в качестве, так и в количестве. Замороженный ассортимент и качество продукции являются признаком не только государственно-монополистического капитализма Советского Союза, но и частнокапиталистического Запада.

Монополизированный рынок – это внешнее проявление достаточно развитого производства для своего времени и места. Ведь для того, чтобы свалить противников в конкурентной борьбе, надо иметь более мощную силу, а стало быть, более развитое во всех отношениях производство. Но кроме этого, монополизация рынка означает, что и сфера обращения, также схвачена крепко. То есть, запущен конвейер рекламы, налажена повсеместная реализация и при необходимости создана сеть послепродажного обслуживания. Пробиться сквозь эту стену новому товару, практически невозможно. И наглядный пример всегда у нас перед глазами – рынок прохладительных напитков моноплизирован Кока-Колой и Пепси; рынок кинофильмов – Голливудом; рынок куриного мяса опять же американскими производителями, рынок бананов, на котором царствуют калифорнийские фирмы, вообще находится под защитой американского правительства. Или взять рынок операционных систем, монополизированный Майкрософт – глючит и Windows, и Internet Explorer, по несколько раз перезагружаться приходится за сессию, но другого ничего нет. Никто не возьмется вкладывать миллионы в новую операционную систему, потому что заведомо известно, что деньги в данной ситуации будут выброшены на ветер.

Таким образом, чтобы на монополизированном рынке иметь успех, новый производитель нового товара должен сразу иметь ту же экономическую мощь что и монополия. Но этой мощности сразу быть не может, а потому развитие монополизированного рынка в части расширения ассортимента и качества товаров становится невозможным.

Единственная возможность развития производства и рынка остается в производстве принципиально нового товара, предназначенного для удовлетворения иного рода потребностей, нежели товар, производимый монополией. Однако, прежде всего на этот товар должен возникнуть спрос. А спрос на принципиально новый товар может возникнуть только тогда, когда в сферу потребления проникнет достаточно заметная для производства масса потребителей, которые выражают этот спрос.

Но и этот спрос, в свою очередь, не может возникнуть просто так и на пустом месте. Всякий спрос в своей основе имеет потребность человека. И чтобы потребность породила новый спрос на новый товар, она должна углубиться, возвыситься, и расшириться. То есть, увеличиться в своем качестве и количестве. Но монополистическое производство формируется на основе потребностей и спроса старого поколения рабочей силы, и потому для того, чтобы возник спрос на принципиально новый товар, должен обновиться контингент потребителей, а значит, должна обновиться рабочая сила, ведь как мы выяснили, только новое поколение рабочей силы имеет более высокие и обширные потребности. Поэтому на определенный период сравнимый со сроком обновления рабочей силы, ассортимент и качество производства замораживается из-за отсутствия платежеспособного спроса.

Таким образом, как в силу субъективных факторов, так и в силу объективных факторов, монополизация рынка затормаживает развитие производства и общества. Отрицательные тенденции в экономической и общественной жизни углубляются и расширяются, приводя к неизбежному кризису, выход из которого может быть один - уничтожение тех условий, которые и породили кризис. И так как условия экономической и социальной жизнедеятельности общества никогда не оторваны друг от друга, то выход из кризиса знаменует собой структурные изменения в экономической и социальной жизни общества.