Смекни!
smekni.com

Определяющая тенденция капиталистического производства (стр. 2 из 2)

Но на стр. 452 они уже оглядываются на практику производства, и пишут обратное:

"Каждая новая машина, технология, конструкционный материал, должны быть относительно дешевле по сравнению с применяемыми в расчете на единицу полезного эффекта."

Причем, пишут это они применительно уже к советской "социалистической" экономике и производству, где, по их словам, не должно быть даже места для буржуазной терминологии. Но капиталистическую сущность советского производства и экономики скрыть никак нельзя, и чтобы придать "социалистический" вид капиталистической сущности советского строя, наши вученые заменили нормальные и общепринятые определенные термины на их понятия, превратив тем самым нормальный научный язык в какой-то суперакадемический язык туманно-нечеткой терминологии. Ясно, что их так называемый "полезный эффект", является понятием прибыли.

Таким образом, ни увеличением производства, ни модернизацией производства, увеличить массу и норму прибыли нельзя. Тем не менее, существуют периоды, когда отдельные капиталисты имеют возможность получать повышенную норму прибыли, причем, после модернизации производства. Однако, это всего лишь небольшой период на общем фоне тенденции нормы прибыли к понижению, и при каких обстоятельствах это происходит, мы увидим позже. Главное, что мы здесь определили – невозможность увеличения массы и нормы прибыли в производстве.

А потому остается единственное место, где можно искать возможности увеличения прибыли – рынок. Но и рынок накладывает большинство тех же самых ограничений на возможность увеличения прибыли. Повысить цену товара нельзя, упадет реализация. Увеличить производство товара тоже нельзя, поскольку из-за увеличения предложения рухнут цены. И получается, что для увеличения прибыли следует увеличить применямый капитал так, чтобы не увеличилось предложение товаров на рынке. А это может быть только в том случае, если капитал одного капиталиста перейдет к другому, если один капиталист присоединит к своему капиталу капиталы других капиталистов. Если один капиталист присоединит к своему сектору рынка, секторы рынка других капиталистов. И поскольку добровольно ни один капиталист не отдаст свой капитал, свой сектор рынка, где он реализует свой товар, то между капиталистами разгорается борьба за рынок. Только поглощение или присоединение капитала конкурента к своему капиталу не предполагает увеличение предложения товаров и увеличения спроса на рабочую силу, следовательно, не предполагает падения прибыли. Количество капитала по всему пространству рынка не меняется, но происходит его перераспределение в пользу более сильного капиталиста. Как это происходит – захватом рынка военной силой, демпингом, соглашением о разделе рынка, хитростью или наглостью, более высоким качеством товаров, или иным способом - неважно. Главное, что мы выяснили – это то, что стремление к увеличению прибыли побуждает капиталистов к борьбе между собой за рынок сбыта. Вот и появилась в нашем анализе конкурентная борьба, как следствие стремления к увеличению прибыли, а потому определяющей тенденцией капиталистического производства становится слияние капиталов, концентрация производства, поглощение мелких предприятий крупными.