Смекни!
smekni.com

Изменение социальных ценностей молодежи (Опыт сравнительного анализа) (стр. 2 из 3)

Опрос показал, что одной из главных жизненных ориентаций студентов в России становится стремление к материальному успеху и самореализации [4] . 80,6% (для сравнения в Германии - 37%) стремятся хорошо зарабатывать и получать много денег. 74,7% признали, что очень важно быть хозяином жизни. 63,5% высказались за то, чтобы активно реализовать себя, а не плыть по течению. 59,6% признали важность независимости от других. Более 75% считают, что не следует отказываться от жизненных удовольствий. И только 44% признает важность служения другим людям ( в Германии - 47%). Заботу об обездоленных считают своей моральной обязанностью половина опрошенных немецких студентов и соответственно 34% российских. Устремления современного студенчества могут нравиться или не нравиться и можно долго спорить, какие ценности должна иметь современная молодежь. Но факт остается фактом. Идеология "индивидуализма", "личного преуспевания" получила по мере реального вхождения России в рыночные отношения очень широкое распространение.

При ближайшем рассмотрении результатов опроса российской молодежи сразу видно, что ценностные ориентации студентов и школьников имеют много общего, но есть и различия. Сразу например бросается в глаза, что те и другие стремятся к самореализации и что альтруизм у современной молодежи не в моде. Забота о благе людей, помощь слабым отошли на задний план, забота о себе вышла на передний. У школьников в большей степени выражено желание не отказываться от жизненных удовольствий и наслаждаться радостями жизни. Кроме того школьников в большей степени волнует материальный аспект. Наверно это связано с тем, что в силу своего социального статуса в отличии от студентов они находятся на попечении родителей, а следовательно как правило не работают. А вокруг и для так много соблазнов и за все надо платить.

Очень интересным является отношение к коллективистским ценностям. Например альтруизм, а именно желание служить другим людям, даже в чем-то отказывая себе сильнее выражено у студентов, чем у школьников. Что касается помощи социально незащищенным, то здесь мы наблюдаем противоположную картину.

Различия в жизненных ориентациях студентов и школьников в Германии проявлены не так сильно. Практически по всем позициям они у школьников выражены немножко сильнее.

Каждое ценностное суждение фиксирует лишь конкретные аспекты соответствующих макроценностей, наблюдаемых в поведении индивидов. Для дальнейшего более тщательного сравнительного анализа была проведена агрегация первичных ценностных установок. На основе содержательной теоретической интерпретации результатов применения факторного анализа к данным опроса были образованы четыре основные подгруппы индивидуальных целеустановок: традиционная, альтруистическая, гедонистическая и самореализации. Конкретный состав принадлежности первичных принципов к той или иной группе, отношение к которым выявлялось в процессе исследования, следующий:

традиционные:

хорошо зарабатывать, получать много денег (деньги);

создать семью (семья);

иметь авторитет у других (авторитет);

выполнять свои обязанности (ответственность);

гедонистические:

не отказываться от жизненных удовольствий (жизненные удовольствия);

наслаждаться радостями жизни (радости жизни);

альтруистические:

служить другим людям, даже в чем-то отказывая себе (общественное благо);

помогать социально незащищенным (помощь нуждающимся);

самореализации:

быть хозяином своей жизни (хозяин жизни);

реализовать себя, не плыть по течению (самореализация);

быть независимым от других (независимость);

найти смысл жизни (смысл жизни).

Каждой из подгрупп соответствует свой стиль жизни. Самореализация означает стремление молодежи быть индивидуальностью, жить по своим критериям, оформить свою жизнь в соответствии со своими желаниями и потребностями. Альтруизм - готовность помогать другим, даже в ущерб себе. Гедонизм - стремление наслаждаться удовольствиями жизни во всех их многообразных формах. Традиционные ценности ориентированы на сохранение и воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни, в основе которых находится семья. Важность семьи для российской молодежи по сравнению с немецкой бросается в глаза (см. таб. 2). Уменьшение роли института семьи в современном западном обществе хорошо известный факт. Непростые процессы протекают в российском обществе, преобразуются семейная структура, отношения между родителями и детьми. Но тем не менее ее роль объективно не уменьшается. В условиях радикальной ломки существовавшего архетипа общества, когда на смену старым институтам приходят новые, пока еще неэффективно функционирующие, резко возрастает значение защитной функции семьи и близких, в то время как трудовой коллектив и государство ее теряют. При этом необходимо отметить следующий интересный факт. Априорно, например, можно предположить наличие определенных различий по крайней мере относительно семьи в социальных установках среди лиц мужского и женского пола. Предвосхищая полученные результаты, можно сказать что дальнейший анализ данных опроса российской молодежи в отличии от немецкой полностью подтвердил данную гипотезу. Российские молодые люди в большей степени "эгоисты", больше думают о себе и меньше о благе общества. У девушек это все проявляется в меньшей степени. Кроме того из полученных данных было видно, что в их жизни большую роль играет семья. Удивляет прежде всего то, что для студенток и школьниц независимость, самореализация и семья играют одинаково важную роль. По нашему мнению это связано со следующим. Подавляющее число из них живут с родителями и выход "замуж" воспринимается ими как реализацию себя, как обретение независимости от "родительской опеки". Анализ данных опроса немецкой молодежи показал, что различия в ценностных установках среди юношей и девушек не так существенны.

Другой традиционной ценность помимо материального достатка, которая играет для российской молодежи более существенную роль по сравнению с немецкой, является "авторитет". Данный феномен можно интерпретировать следующим образом. Авторитет у других в современной России означает наличие определенной "власти" над людьми, возможность оказывать влияние на них, а следовательно достижение большего успеха в жизни.

Таблица 3. Сравнительная важность агрегированных целевых установок студентов.

Установки Россия Германия
традиционные ценности 4,06 3,17
самореализация 4,36 4,24
гедонизм 4,02 3,51
альтруизм 3,13 3,41

Результаты сравнительных расчетов агрегированных целевых установок для студентов приведены в таблице 3. Приведенные значения интерпретируются аналогичным образом как в предшествующем случае. При этом нужно отметить, что особых различий в ценностях среди студентов и школьников в рамках каждой из стран не наблюдается.

Из приведенной таблицы видно, что структура ценностных ориентаций студентов в России и Германии существенно отличаются друг от друга. Модернистские ценности (самореализация и гедонизм) и там и там образуют "ядро" ценностной структуры и доминируют в общественном сознании молодежи. Традиционные установки в Германии находятся отчетливо на периферии в иерархии ценностей. Совершенно иную картину мы наблюдаем в России, где не удовлетворены основные потребности людей в физической и психологической безопасности, а страну в целом раздирают политические конфликты и постоянно обостряющийся экономический кризис. Практически нет никаких различий между ними. И те и другие одинаково важны для студентов. В отличии от Запада, где явно превалируют модернистские ценности, российская молодежь очень высоко оценивает классические добродетели, присущие традиционному обществу. Для нее не существует противоречия между стремлением к традиционным, так и к западным ценностям.

В результате реформ Россия из "предкризисного" состояния оказалась в кризисе и даже те небольшие социальные гарантии, которые имелись раньше в советское время, канули в безвозвратную лету. Доминирующим принципом жизни российского общества стал: "Каждый сам за себя, один бог за всех". Это означает, что общепринятые социальные ценности, присущие российскому обществу в советские времена: например, интересы общества должны превалировать над интересами индивида и т. д. коррозировались в ходе радикальных экономических реформ и переместились на периферию ценностного сознания. Следовательно на наших глазах происходит смена социального архетипа общества. Как результат немецкие студенты являются более альтруистически и менее гедонистически настроены, чем российские.

Ценностные ориентации составляет основу формирования симпатий и антипатий, а в конечном счете общественного сознания и поведения людей.

Нетрудно заметить, что для реализации этих современных жизненных ориентаций российской молодежи действительно нужно как можно быстрее утверждать принципы рыночной экономики. Вопросы же социальной защиты, что и естественно, перед молодежью не стоят столь остро, как перед старшими поколениями. Собственно это и объясняет приверженность молодежи к рыночным преобразованиям. Смена поколений естественный процесс. Старшее поколение, прошедшее войну, послевоенное строительство, воспитанное в духе гарантированного обеспечения государством минимальных условий для нормальной жизнедеятельности, уходит из активной деятельности . На смену ему приходит молодежь, чей социальный опыт формируется в уже совершенно иных условиях. Они уже не знают, что такое "реальный" социализм. Они уже не воспринимают рыночную экономику только по зарубежным фильмам и в лучшем случае по туристическим поездкам. Многие уже успели побывать за границей и они делают соответствующий выбор.