Смекни!
smekni.com

Откуда оно, это счастье? (стр. 3 из 3)

Тип ориентации, отмеченный первым, в какой-то степени закономерно возникает у каждого человека в конце жизни. Он в определенной степени оправдан, если жизнь наполнена действительно значительными событиями и человек испытывает гордость, подводя ее итоги. Но все же постоянная ориентация на прошлое психологически вредна. Она может вызвать пассивный стресс, если переживаются прошлые события, которые оцениваются как ошибки. Однако (даже в случае общей положительной оценки жизнедеятельности) постоянные воспоминания о прошлом лишают человека инициативы и уводят его от нормального общения с людьми.

Однозначная ориентация на события будущего тоже нежелательна, так как таит в себе опасность обесценивания настоящего. При оптимистическом настрое это может привести к нигилизму, разрыву с прошлым, формированию идеи жертвы настоящим ради будущего, что закономерно ведет к проповеди насилия, обесценивает индивидуальную человеческую жизнь, вовлекаемую в логику глобальных социальных преобразований. В пессимистическом взгляде, сформированном на базе последовательного индивидуализма, образ будущего как состояния неминуемой смерти делает безразличными качественные характеристики настоящего.

Часто личность пытается отгородиться от нежелательных размышлений о будущем за счет полного слияния с настоящим, стремления получить как можно большее удовлетворение от легко доступных способов жизнедеятельности. Однако по мере потери способностей к наслаждениям молодости в более поздние периоды жизни как раз и формируется установка, расширяющая настоящее до воспоминания о мельчайших событиях прошлого. Конфликт утерянного прошлого и не-полноценного, не наполненного событиями настоящего начинает очень сильно переживаться личностью, вызывая дисгармонию бытия.

Для того чтобы сломать довольно просто и быстро формирующиеся установки на ближайшие цели бытия, раскрыть путь к логическому постижению целостного процесса жизни от его начальных до конечных стадий, в культуре общества должны быть представлены ориентиры, связанные с долговременными целями бытия.

Взрослый человек живет в состоянии убывающего времени. Он сознает, что постепенно приближается к старости, теряет определенные потенции бытия. Возможна ли какая-нибудь компенсация этих потерь? На наш взгляд — да.

Охватывая сознанием общую перспективу жизни, фиксируя неизбежно происходящие в ней потери, человек стремится так построить систему деятельности и распределить соответствующие ей мотивации, чтобы радость от полноты бытия соответствовала любому возрасту. Это возможно за счет формирования новых способностей, расширения границ и разнообразия способов бытия путем приобретения новых умений и реализации их в общественно ценной деятельности. В силу сложности развития новых способностей процесс их приобретения должен начинаться в молодом возрасте, тогда, когда у личности еще есть иные потенции и возможности бытия. Это сопровождается напряжениями, порой весьма значительными, связанными со стрессами. Но эти напряжения оправдываются в связи с производимыми на каждом этапе жизни общими оценками реализации перспективных планов бытия.

Таким образом, стремление к счастью является закономерным и нравственно оправданным мотивом жизненной активности всякого человека. Патологическим этот процесс становится только в том случае, когда счастья хотят достичь слишком быстро или когда на пути к нему не учитываются иные обстоятельства жизни, которые могут быть направлены и против такого стремления. В целом же, можно сказать, что счастье наступает в процессе жизни, ориентированном на достижение совместно разделенных с другими людьми целей в том случае, если человек оказывается успешен в своей деятельности, если он способен адаптироваться к неудачам, а провалы в одних значимых сферах бытия он может заменить успехами в других.