Смекни!
smekni.com

Мифы русской идеи (миф как проблема в творчестве русских религиозных философов "серебряного века") (стр. 2 из 2)

Отпадение мира от Бога есть распадение его на враждующие начала. Эгоистическое самоутверждение и отчуждение суть главные признаки падшести человека и мира. Но каждое из отделившихся от высшего центра начал заключает в себе частичную истину. Воссоединение этих начал с подчинением их высшему божественному началу есть достижение всеединства. Цель достижения всеединства, т.е. по существу обожения природы и утверждения ее идеального состояния, возлагается Соловьевым на человека, а точнее - на Богочеловека, добровольно и свободно подчинившего себя "небесному Отцу".

Пожалуй, из самобытных русских философов В.С. Соловьев - наибольший рационалист, его метафизика, а точнее диалектика всеединства. выражена в значительной степени рационально, но все же ее ядро представляет собой уникальный философский миф.

От мифа всеединства переход к мифу Софии будет вполне логичен и даже необходим. Это миф о пребывающей в тварном мире, космосе и человечестве божественной премудрости и вместе с тем об идеальном человечестве. София - Вечная Женственность, связующая падший тварный мир с его Создателем. О Софии возможен только миф, а не понятие, конструкция интеллекта, и этот миф переживается как самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Миф о Софии - это видение красоты Божественного космоса и преображенного человечества.

С мифами всеединства и софийности необходимо связаны мифы Богочеловечества и Соборности. Целостный Богочеловеческий христианский миф лежит в основании оригинальной русской историософии, за ним скрыты величайшие реальность и тайна -"рождение Бога в человеке и рождение человека в Боге" (Н.А. Бердяев)(*9).

Русская революция рассматривалась русскими религиозными философами как радикальное выражение общего процесса духовного и нравственного опустошения западного мира, который штурмовал небо, чтобы утвердить там человека (см., например, С.Л. Франка [19, с. 378]).

Восстав против Бога, человек разрушает в себе Его образ. Хороня Бога в своем сознании он вынуждается хоронить и божественное в своей душе, а божественное "есть действительная, реальная природа человеческой души". Как писал Вяч.Иванов: "Разлюбив Бога, личность возлюбила себя, себя возжелала - и себя погубила. Она забыла и предала божеское в себе, сберегая для себя только человеческое, и вот - оно истаяло, как тень" [12, с. 98].

Следующий миф, миф Соборности, миф возвышенный и прекрасный. Соборность принадлежит к умопостигаемому образу церкви, она - задание, а не данность; оно никогда еще не осуществлялась на земле всецело и прочно, и ее также нельзя найти здесь или там, как Бога. Но, как Дух, она дышит, где хочет, и все в добрых человеческих соединениях ежечасно животворит.

Противоположность Соборности - Легион, Град Земной, в августиновом смысле, твердыня противления и ненависти к Богу. Это объединение основано на подавлении личности началом безлично-родовым [12, с. 100].

Дух Соборности присущ православию, и идея Соборности, духовной коммюнотарности есть русский миф - противоядие против тотальной легионизации человечества.

Подводя итог сказанному о мифах Русской идеи, еще раз подчеркнем, что миф в трактовке философов "серебряного века" есть отображение реальности духовного мира, наиболее реальное и наиболее полное осознание действительности, форма сознания, свойственная человеку даже на высочайшей ступени культурного развития (и именно на ней в первую очередь!). Разрушение мифа приводит не к господству рациональности, а к утверждению другого мифа. И когда на смену высокому мифу приходит низкий - беда: цивилизация идет вперед, но культура рассыпается.

Причем интерес к ней проявляют не только профессионально работающие в области философии, истории, социологии общественной мысли, но и студенческая молодежь (см [20]). В июне 1997 г. в Омске прошла межвузовская студенческая конференция, посвященная месту и роли русской идеи, которую она играет в жизни современной России [21]. (Прим. науч. ред.-В.Шкарупа).

Традиционно именно в рамках русской идеи осмысливались важнейшие философско-исторические вопросы - своеобразие исторической судьбы России, ее миссия и призвание в мире, роль интеллигенции и ряд др.

Речь идет об основном мифе, способном сплотить страну, воссоздать утраченную общность.

Отметим, что понятие "миф" мы используем исключительно в том смысле, которого придерживались в целом представители русской философии "серебряного века", понимавшие под ним наиболее реальное и целостное осознание действительности, а отнюдь не фантастическое или пустое. А.Ф. Лосев, например, видел в мифе "необходимейшую, прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимейшую категорию мысли и жизни", "живое субъект-объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую же истинность, достоверность, принципиальную закономерность и структуру", "чудо", "символ", "подлинную и максимально конкретную реальность" [13, с. 24, 73]. Блестящий знаток русской философии начала века, он в своей работе "Диалектика мифа" придерживался тех подходов, которые разрабатывали представители русского религиозно-философского Ренессанса, но развил и диалектически углубил их.

"Откровение трансцендентного, высшего мира совершается непосредственно в мифе, он есть те письмена, которыми этот мир начертывается в имманентном сознании",- отмечал С.Н. Булгаков [8, с. 57-58].

Используя терминологию Канта, архетипы можно определить как априорные формы организации психического опыта.

Подобно Бердяеву, Юнг отрицательно отнесся к попыткам демифологизации христианства (см. [22, с. 175])

Все эти мифы (за исключением высоких мифов христианства) определяются русскими религиозными философами как языческие (поскольку не выражают истинных сакральных ценностей). Особую категорию среди языческих мифов образуют так наз. "современные социальные (политические) мифы". В русской философии о них писали Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, А.Ф. Лосев и др.

Это свершилось уже однажды. В Иисусе Христе - Богочеловеке, в индивидуальной личности, дано совершенное соединение двух природ, божественной и человеческой, но это должно произойти коллективно в человечестве, в человеческом обществе. "Личность только тогда есть личность человеческая, когда она есть личность богочеловеческая" - это, по Бердяеву, есть истина духовного опыта, который не может быть выражен в понятиях, но лишь в символах и мифах. Человек создан Богом по образу и подобию Его, он есть "живая икона"- в этом возможность его свободы и счастья (см. подробнее [16, с. 110; 18, с. 376]). Противоположность Богочеловечеству и Богочеловеку - Человекобожество и Сверхчеловек. "Если бы нужно было выразить духовную сущность нашей эпохи в художественном образе, в картине или трагической мистерии, то эту картину или мистерию следовало бы назвать "Похороны Бога" или самоубийство человечества",- писал в 1911 г. С.Н. Булгаков [8, с. 112]. Начиная с эпохи Нового времени культурное человечество по сути прилагает усилия к тому, чтобы "устроиться без Бога навсегда и окончательно" (Ф.М. Достоевский) и даже "умертвить Бога" (Ф.Ницше)

Список литературы

Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии//Вопр. литературы. 1970. N 3.

Бердяев Н.А. Филос. свободного духа. М.,1994.

Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

Бердяев Н.А. Смысл творчества//Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М., 1994.

Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Бердяев Н.А.Русская идея//Вопр.филос.1990.N1.

Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., 1994.

Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, 1991.

Бультман Р. Новый Завет и мифология//Вопр. философии. 1992. N 11.

Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

Иванов Вяч. Лик и личины России. М., 1995.

Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,1994.

Лосев А.Ф. Диалектика мифа//Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

Лосев А.Ф. Философия имени. М., 1990.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995.

Некрасова Е.Н. Проблема человека в русском экзистенциализме (этический аспект)//Человек как философская проблема; Восток-Запад. М., 1991.

Октябрь. 1993. N 5.

Cоловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996.

Франк С.Л. Ересь утопизма//Квинтэссенция. М., 1992.

Железная Н.О. Русская идея: Тез. докл. ХХ науч. студ. конференции ОмГУ. Омск, 1996.

Постижение национальной идеи современной России: Мат-лы обл. студ. науч. конференции. Омск, 1997.