Смекни!
smekni.com

Понимание философского текста как смыслотворчество (стр. 5 из 5)

«Эффект исходной противоречивости» может не восприниматься при знакомстве с одним лишь названием, но он там присутствует, что становится очевидным после прочтения произведения. Читатель не должен и не может во всем соглашаться с автором. Авторская и читательская позиции противопоставляются друг другу, что дает возможность смыслотворческой деятельности.

Со смыслотворческим процессом связан также «эффект чтения во времени». Философское произведение не дано читателю в один неделимый момент времени, сразу, мгновенно. Что дает нам время? Свежесть восприятия, мудрость, а так же массу новых проблем и вечных вопросов. Время необходимо для осознания всех деталей целого. В.И. Вернадский говорил, что каждое научное поколение открывает в прошлом новые черты, и поэтому история науки должна все время изучаться заново. Так и философские тексты: им задаются новые вопросы, прочитываются под новым углом зрения, в нем ищутся ответы на новые вопросы, на которые прежде не обращали внимания. В результате перед читателем предстает совершенно новый текст, текст с новым смыслом и новым звучанием. Текст становится «ответом», если проблема – вопрос сформулирован, если через поиск ответа читается текст

Текст раскрывается только тогда, когда есть встречная мысль-вопрос. Безвопросное прочтение текста не способствует раскрытию смысла. Проработка текста через призму актуально переживаемого вопроса и является как условием, так и механизмом смыслового раскодирования текста. Если есть вопрос, значит, найдется и ответ. Читатель, прочитывая текст через «свой» вопрос, приходит к смысловому обогащению текста.

Одним из механизмов смыслотворчества является контекст. В процессе деятельности человек сравнивает между собой предметы окружающего мира, которые в этих сравнениях обнаруживают скрытые от простого созерцания стороны и свойства. Так и читатель, «соединяя» или «сравнивая» различные философские тексты, различные точки зрения, высвечивает скрытые смыслы и тем самым творит свой смысл. Два высказывания, отдаленные друг от друга во времени и в пространстве, ничего не значащие друг для друга, при смысловом сопоставлении обнаруживают диалогические отношения. Почему так происходит? Текст, писал М.М. Бахтин, живет только с другим текстом (контекстом). Этот контекст есть диалогический контекст между текстами.

Следующим механизмом смыслотворчества выступает метафора. Поскольку метафора - это инструмент понимания, следовательно, она есть инструмент смыслотворчества. Перенос смысла с одной языковой конструкции рассуждений на другую позволяет образовать новые смыслы.

Таким образом, прояснение философских проблем может быть организовано посредством прояснения эвристических метафор, с помощью которых философ пытается выразить свои идеи. Обращения к метафоре обладают большой эвристической ценностью, так как они служат обретению человеком определенной настроенности, определенной мысли.

Специфика феномена метафоризации проявляется в эстетической роли метафоры: в ее способности заставить читателя увидеть один объект в свете другого и ощутить чувство новизны, активизирующее познавательные процессы. Теоретическая роль метафоры заключается в связывание идей, в установление отношения между ними и приведение их к целостному виду. Целью понимания в конечном итоге становится включение нового смысла в систему уже имеющихся представлений. Метафора в качестве инструмента смыслотворчеста соотносит в философском тексте структурные компоненты различных фрагментов знания. Ее деятельность обращена не на сам объект знания, а на форму его отражения в знании.

Деятельность метафоры по связыванию смыслов в целостные единства предполагает наличие механизма достраивания фактов. Соединение известного и неизвестного приравнивает метафорический перенос к акту творчества как результату напряженной работы сознания. Изначально настраиваясь на диалогическую форму развития содержания, метафора не стремится продуцировать точные значения. Тем самым метафора не только опирается на опыт повседневности, но и специфически переосмысливает этот опыт, разрушая привычные обыденные представления. Способствуя пониманию, она одновременно указывает и на непонимание. И в этом проявляется особенность самого понимания Понимание как смыслотворчество – это всегда результат диалога между автором и читателем. И это диалогическое развитие содержания успешно реализуется в метафоре. Итак, метафора представляет собой инструмент понимания философских смыслов, который одновременно и оставляет нас «в тупике» и направляет на новые творческие поиски смысла.

В заключении диссертации обобщены результаты и подведены итоги исследования.