Смекни!
smekni.com

Личность в российской социологии и психологии (стр. 10 из 10)

[46][43] Библиография по социологии науки, включающая работы за период с 1960 по 1979 гг. , содержит 113 страниц небольшого формата [88].

[47][44] Декандоль А. История науки и ученых за два века.

[48][45] Так же как Конт не был социологом религии, хотя в его работах ей уделено достаточно большое внимание, нельзя назвать социологом религии и кого-либо из русских социологов дореволюционной поры (за исключением, быть может, П.Сорокина).

[49][46] Издавался Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел в 1905-1917 гг.

[50][47] Советская власть, объявив религию частным делом граждан, упразднила официальный учет состояния религиозности.

[51][48] Свидетельством действительного положения вещей в это время могут служить результаты переписи населения СССР в 1937 г В переписной лист были включены вопросы 1) являетесь ли вы верующим? 2) если да, то какого вероисповедания? От ответа уклонились 4,8 млн. , что понятно, ибо опрос был неанонимный, ответы вписывались в графы государственного бланка, к тому же перепись осуществлялась в год массовых репрессий Тем не менее 50% граждан СССР заявили о своей религиозности Если предположить, что большинство не ответивших скорее всего - верующие, то уровень религиозности по самооценке составлял без малого 55%.

[52][49] К этому времени появились переводные работы, включавшие разделы по социологии религии: Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961, Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология середины XX века. М., 1965.

[53][50] Конец 60-х - начало 70-х гг. ознаменованы развернутой кампанией критики <ревизионистских концепций религии>, <теологизирующего ревизионизма>; см. Крывелев И.А. Современный ревизионизм и религия. М., 1973; Момджян Х.Н. Марксизм и ренегат Гаро-ди. М., 1973 и др.

[54][51] В 1972 г. был издан сборник статей <Американская социология. Перспективы, проблемы, методы>; в числе других - статья по социологии религии Р.Белла.

[55][52] Упоминание о <вере>, культ фюрера как <посланника божьего> в национал-социалистической пропаганде нельзя, по мнению Ю.А.Левады, сводить просто к игре словами [29, с. 234].

[56][53] См.: [11, с. 226]: Социологические исследования. 1994, № 5; [36].

[57][54] Широкий обзор социологической литературы 20-х гг. содержится в книге С.С.Новиковой [20, гл. 4].

[58][55] Группой П.Рудника проведено исследование 4,4 тыс. зрителей фильма <Великий утешитель>. Результаты неизвестны [26].

[59][56] Это работы В.Г.Головановой (Ташкент, 1984), П.С.Гуревича (М., 1995), Ю.Н.Давыдова (М., 1986), Б.С.Ерасова (М., 1994), С.Н.Иконниковой (Л., 1981), Л.Г.Ионина (М., 1996), Л.А.Зеленова (Нижний Новгород, 1994), Л.Н.Когана (Екатеринбург, 1994), В.А.Конева (Самара, 1993), А.И.Куклина (Л., 1975), Ю.В.Перова (Л., 1980), В.С.Цукермана и С.С.Солковникова (Челябинск, 1990), Ю.М.Шор (Л., 1989) и др.

[60][57] Культурно-символические коды - смыслы и символы социального действия, которые доминируют в данной культуре.

[61][58] Примечательно, что конструкция Касьяновой строилась вокруг коллективистского начала и соборности личности, авторы же <Советского простого человека> отрицают их в принципе.


[1][59]См. также гл. 19.

[2][60] Подробнее см. в гл. 19.

[3][61] В изучение последних внесли вклад многие отечественные исследователи: см.: [9,14, 38, 44, 84, 86, 131, 111, 112, 138, 158, 82, 83, 85, 41а].