Смекни!
smekni.com

Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля в отечественной философии и истории (стр. 5 из 6)

Второй параграф «Отношение к философии Гегеля в рамках политической идеологии как объективирование абсолютной идеи» анализирует уход идеи в объективность, где она утрачивает свой творческий характер и становится орудием достижения особенных политических целей в руках рассудочного способа мысли. Начало этого процесса прослеживается уже в работах Л. Фейербаха, а затем активно пропагандируется К. Марксом и Ф. Энгельсом. На русской почве это движение начинается благодаря трудам и деятельности Г.В. Плеханова, затем В.И. Ленина, который подробно конспектирует основные работы Гегеля и тем самым задает «прогегелевское» направление мысли для идеологических построений советского государства. Анализируется догматический характер восприятия философской идеи социал-демократическим рассудком, утверждение и популяризация данного отношения в последующий период существования СССР.

Третий параграф «Научно-философское отношение к философии Гегеля как момент всеобщности абсолютной идеи» рассматривает как во второй половине ХХ в. (послевоенный период) благодаря внутреннему развитию духа начинается постепенное освобождение мысли от рассудочных догм – этот период представлен именами Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили и др. Полной адекватности отношения к себе самому идея философской научности достигает в деятельности Е.С. Линькова.

Вторая глава «Абсолютный идеализм как необходимое основание философии российской истории» ставит перед собой цель разработать основные спекулятивно-диалектические принципы современной русской философии истории и определить возможность расмотрения этапов мировой и отечественной истории в соответствии с понятием абсолютного духа.

Первый параграф «Несоответствие гегелевского деления всемирной истори на периоды понятию абсолютного духа» рассматривает основные определенности понятия «абсолютный дух» и выделяет несоответствие этому понятию материалов по философии всемирной истории, оставленных Гегелем. Отмечается объективный характер этого несоответствия. Всемирная история выступает в качестве завершающего момента всей сферы объективного духа, за которой выступает уже абсолютный дух. Требование рассматривать историю разумно, найти разум во всемирной истории оказывается требованием найти во всемирной истории выступление моментов абсолютного духа или эпохи искусства, религии и философии. Подобную задачу ставила перед собой та философия истории, которую разрабатывал в своих лекциях Гегель и на основе которых впоследствии была издана его «Философия истории». У Гегеля мы находим эпоху искусства – в истории восточного и особенно греческого государства, затем эпоху религиозного – западнохристианского государства, но философской эпохи во всемирной истории Гегель нам не демонстрирует и заканчивает в своих лекциях эпохой протестантского разума, раскрывающего себя в истории. Данное противоречие объясняется тем, что в момент своей работы над философией всемирной истории Гегель не мог найти в ней философской эпохи, так как ее там и не было. Для того чтобы в истории определенная форма абсолютного духа составила целую эпоху, необходимо, чтобы эта форма была развита до своей тотальности. Но тотальность философской науки не была развита до Гегеля, и он сам оказался тем человеком, который впервые придал философии всеобщую форму научной системы. Таким образом, Гегель своей деятельностью впервые создал условия реализации во всемирной истории эпохи философской формы самосознания.

Второй параграф «Деление всемирной истории в соответствии с понятием абсолютного духа и историческая судьба России» устанавливает принцип разделения всемирной истории на периоды, исходя из понятия абсолютного духа. События всемирной истории, случившиеся после жизни Гегеля, рассматриваются с точки зрения принципов его философии. Активное участие СССР в событиях мировой истории рассматривается как участие в развитии нового духовного принципа – принципа философской научности.

Гегель по объективным причинам не смог выделить в истории «философской эпохи». События мировой истории в послегегелевский период ярко свидетельствуют, что его философия быстро становится движущим принципом общественной, а вскоре и политической жизни Германии, а затем перешагивает границы и в рамках марксистской идеологии начинает свое шествие по всему миру, утвердив себя первоначально в рамках бывшей российской империи. Вся послегегелевская эпоха и есть, таким образом, период объективной определенности идеи философского разума.

Разумное рассмотрение всемирной истории оказывается отысканием в ней формы эстетической разумности, разумности, основанной на религии откровения и реализации в объективности уже формы философского разума. Именно этот принцип должен стать основой деления всемирной истории на периоды. Раскрытие формы эстетической разумности во всемирной истории – заслуга восточной и прежде всего греческой культуры. Развитие объективности из духа религии откровения – дело германских племен, ставших этнической субстанцией ведущих государств Западной Европы. Попытка развития в объективности формы духа, крепящейся на философском понимании разумного, оказывается судьбой славян, прежде всего русского народа, который окажется первым, кто осмелится предпринять эксперимент по строительству нового государства, основанного всецело на светской разумности. Найдя свое основание в этом духе, Россия быстро укрепится в нем, почувствует в нем всеобщую правоту разумного победой во Второй мировой войне и утверждения в послевоенном политическом противостоянии двух систем в качестве одной из ведущих мировых держав.

Третий параграф «Становление философии истории советской эпохи в современной отечественной историософской мысли» показывает процесс формирования спекулятивно-диалектической концепции отечественной истории, которая создается на основе результатов, достигнутых благодаря научной деятельности Е.С. Линькова и его последователей.

В Заключении дан краткий обзор результатов исследования и намечены пути дальнейшего развития данной точки зрения.

Основные положения диссертационного исследования нашли свое отражение в следующих публикациях:

1. Сумин О.Ю. Гегель как судьба России. София, 1997. 17 п.л.

2. Сумин О.Ю. Гегель как судьба России: 2-е изд., испр. и доп. Краснодар, 2005. 20 п.л.

3. Сумин О.Ю. Коварный Гегель. Метафизические исследования. СПб, 1998. С. 25–35. Вып. 8. 0,5 п.л.

4. Сумин О.Ю. Незавершенность лекций Гегеля по философии истории как предпосылка философии истории русско-советского периода // Русская философия и православие в контексте мировой культуры: Матер. Междунар. науч. конф. / Под ред. П.Е. Бойко, А.А. Тащиана. Краснодар, 2005. С. 16–20. 0,3 п.л.

5. Сумин О.Ю. Судьба России в контексте философии истории абсолютного идеализма // Русская философия и православие в контексте мировой культуры: Сб-к статей участников Междунар. науч. конф. / Отв. ред. П.Е. Бойко, А.А. Тащиан. Краснодар, 2005. С. 154–189. 2 п.л.

6. Сумин О.Ю., Бойко П.Е. Идея России: особенности современной философии русской истории // Человек. Сообщество. Управление. 2006. № 2. С. 131–141. 0,5 п.л.

7. Сумин О.Ю. Философско отношение към религията // Философия. 1994. № 5. С. 33–38. 0,3 п.л.

8. Сумин О.Ю. Янко Янев: Из историята на българското хегелианство // Философия. 1995. № 2. С. 47–51. 0,3 п.л.

9. Сумин О.Ю. За едно малко известно явление във философския живот на съветска и пост-сьветска Русия, чието значение изглежда небезинтересно. Предговор към интервюто с Евгени С. Линков и откъс от неговата лекций «философията на Хегел» // Философски алтернативи. 1995. № 5. С. 70–73. 0,3 п.л.

10. Сумин О.Ю. Абсолютният идеализъм в България. Янко Янев // Янев Янко. Хегел. София, 1996. С. 216–230. 0,3 п.л.

11. Сумин О.Ю. Хегел в България. Библиография // Янев Янко. Хегел. София, 1996. С. 231–239. 0,5 п.л.

12. Сумин О.Ю. Последната «хитрост на разума». Предговор към книгата «Хегел като съдба на Русия» // Философски вестник. 1997. №10. С. 2. 0,2 п.л.

13. Сумин О.Ю. Увод към книгата «Хегел и Абсолютната идея в Русия и България» // Хегел и Абсолютната идея в Русия и България. София, 2001. С. 7–11. 0,3 п.л.

14. Сумин О.Ю. Философията на Хегел като славянска «идеология» // Хегел и Абсолютната идея в Русия и България. София, 2001. С. 343–396. 3 п.л.


[1] См. например: Галактионов А., Никандров П. Русская философия XI–XIX веков. Л., 1970, Каменский З.А.. История философии как наука в России ХІХ–ХХ вв. М., 2001; Емельянов Б.В., Любутин К.Н., Русаков В.М. и др. История русской философии. М., 2005; Ерыгин А.Н.Гегель и русская мысль (тема истории и культуры). Ростов н/Д, 2003; Коган Л.А. О понятии «русское гегельянство» // Вопросы философии. 1975. № 6; Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980; Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Замалеев А.Ф.Лекции по истории русской философии (XI–XX вв.). СПб., 1995; Сербиненко В.В. История русской философии ХI–ХIХ вв. М., 1993; Сербиненко В.В. Владимир Соловьёв: Запад, Восток и Россия. М., 1994; Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995; Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чешск./ Общ. ред. и послеслов. Ю.Н. Солодухина. М., 2003.

[2]Чижевский Д.И. Гегель в России. Париж, 1939. С. 7.

[3]Чижевский Д.И. Указ. соч. С. 7.

[4]Чижевский Д.И. Указ. соч. С. 7.

[5] Наиболее значительные концепции гегелевского абсолютного идеализма и его влияния на русскую мысль в отечественной историко-философской науке даны в следующих трудах: Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы в философии Гегеля // Философские науки. 1970. № 5; Быкова М.Ф. Гегелевский феномен современности, или Насколько Гегель близок к модерну // Логос. 2001. № 5–6 (31); Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984; Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М., 1988; Киссель М.А. Гегель и современный мир. Л., 1982; Коган Л.А. О понятии «русское гегельянство» // Вопросы философии. 1975. № 6.