Смекни!
smekni.com

Искажения в понимании армейской дедовщины, их причины и практические следствия (стр. 3 из 4)

А как моделировать эти неформальные социальные отношения - как отношения, детерминируемые исключительно социальными причинами, или как социальные отстр. 113 ношения, в которых также экстериоризируются личностные (психологические) потенциалы участников этих отношений? Приходится констатировать, что среди тех, кто обучает будущих офицеров противодействию дедовщине, встречаются мыслители, опирающиеся на теоретические высказывания Э. Дюркгейма того периода его творчества, когда он активно и небезболезненно пытался отмежевать социологию от социально-психологической науки, удаляя из неё всё, что связано с действием психологического фактора5. По моему мнению, такой подход страдает механистичностью, препятствует пониманию дедовщины как социального явления и затрудняет приобщение к социологическим знаниям о дедовщине, содержащимся в работах военных психологов.

Обращение к теоретическому положению М. Вебера о едином субъект-объектном социальном пространстве, в котором субъективные категории реализуются как социальные категории и теории Т. Парсонса о системе социальных действий [28], которая объясняет поступок актора как результат взаимодействия компонентов внешней, его внутренней среды и среды его интериоризированного опыта, позволяет утверждать, что причина поступка выходит за границы текущей социальной ситуации вокруг субъекта и также обусловливается его внутриличностными процессами. Применение положений П. Бурдье о габитусе существенно упрощает теоретическую модель Т. Парсонса и позволяет выделить циклы взаимодействия субъекта с социальной средой, в каждом из которых чередуются процессы интериоризации субъектом социального опыта и экстериоризации им личностного потенциала в социальной деятельности. Структуры габитуса, произведенные прошлым опытом агента, постоянно строят его новый опыт; в свою очередь, новый опыт трансформирует его исходные структуры [29, с. 101 - 102]. "В качестве системы ...схем восприятия, оценивания, мышления и действия, габитус является "порождающей основой" практик... У агентов, обладающих одинаковым габитусом, не возникает нужды в согласовании для того, чтобы действовать аналогичным образом... В основном коллективные практики обязаны своей связанностью и единством эффекту габитуса. Именно он составляет для агентов, находящихся в сходных социальных условиях, одновременно и принцип, производящий спонтанные... практики, и принцип классификации практик других агентов" [30, с. 66 - 67].

Из концепции П. Бурдье следует, что содержание поступков разных людей в общей для них объективной ситуации зависит от прошлого опыта каждого из них. Из этого вытекает различие векторов социальной направленности действий разных участников одной и той же ситуации. Раз так, то и среди "молодых" жертв дедовщины, и среди "дедов" должны быть, по меньшей мере, три группы военнослужащих: апологетически, конформно и оппонентно относящихся к дедовщине. Причем персональный состав каждой из групп в течение всей службы не должен существенно меняться. Среди "молодых" военнослужащих такие группы были впервые описаны в работах психолога Ж. Г. Сенокосова и социологов С. А. Белановского и И. В. Образцова [см.: 31, с. 113 - 117; 13; 15]. Но никто из социологов до последнего времени не изучал социальную направленность личности старослужащих воинов. Вместе с тем, в трудах А. Д. Глоточкина и его учеников находим, что в характеристиках старослужащих есть весь спектр (от позитивного до отрицательного) социальных направленностей личности, но психолого-педагогическая ориентированность этих работ выводит на периферию исследования феномен, значимый для социологии дедовщины [см.: 3; 4]. В наших исследованиях на репрезентативной выборке было обнаружено, что около 2, 5% респондентов имеют острую потребность в безграничном подчинении себе зависимых военнослужащих, около 9% положительно относятся к личному участию в дедовщине6, около 13, 5% (от 7, 6 до 16, 3%) декларируют апологетическое отношение к нормам и ценностям дедовщины7. Среди старослужащих выразили резко отрицательное отношение: к нормам и ценностям дедовщины (13, 7%), к личному участию в дедовщине (49, 7%), к безграничному подчинению себе "молодых" (64, 9%). У "молодых" не сильно отличающиеся показатели - резко отрицательно относятся к нормам стр. 114 и ценностям дедовщины (17, 3%), к личному участию в дедовщине (68, 4%), к безграничному подчинению себе подвластных (63, 3%) [8; 32]. То есть, диаметральная смена социальной позиции респондента - от жертвы насилия, лишений и издевательств до потребителя благ от дедовщины - не очень значительно или почти не влияет на направленность диспозиции военнослужащего.

Анализ этих величин позволяет сделать вывод о том, что личностный потенциал, обусловливающий то, кем станет военнослужащий - активным и инициативным сторонником дедовщины, или последовательным её противником, формируется до прихода на военную службу, и за время службы диспозиция меняется несущественно или вообще не меняется. Другой вывод - число апологетов и активно заинтересованных в дедовщине невелико - в среднем не более 1/7 части военнослужащих, при этом наиболее заинтересованных в дедовщине еще меньше - примерно 1/40 часть военнослужащих. Третий вывод - последовательные противники дедовщины есть во всех призывных категориях, их не меньше, скорее больше, чем сторонников данного явления.

Последний вывод обосновывает возможность опереться (в большей или меньшей мере) в противодействии дедовщине на военнослужащих из всех призывных категорий. Впрочем, двигателями противодействия дедовщине будут "молодые", а вот младших командиров можно назначить и из лучших старослужащих. Активно препятствовать этой борьбе будут не сторонники дедовщины во всех призывных категориях, но только сторонники дедовщины из старослужащих - те, кто уже имеет статус неформальных "хозяев" в подразделении. Но и эта социальная группа может быть разобщена - среди апологетов дедовщины значительная часть предпочитает не отвоёвывать у командования свои "дедовские" права, рискуя понести наказание, а только пользоваться ими тайно от командиров.

Список литературы

1 Флотский аналог дедовщины.

2 Точнее, она существует в неформальных отношениях среди членов низового социального слоя в организации, к ней могут примыкать представители более высокого социального слоя, для которых ценности низового слоя являются более референтными, нежели официально провозглашаемые ценности организации. Однако это обобщение не является, в данном случае, принципиально важным, так как солдаты (и, как правило, сержанты), служащие по призыву, являются низовым социальным слоем в формальной структуре подразделения.

3 М. Ю. Кондратьев отмечает существование, наряду с этим, высокой утилитарной значимости низкостатусного в качестве полезного объекта для корыстного использования.

4 Исследования В. Ф. Пирожковым молодежных криминальных групп и А. Н. Олейником организаций типа мафиозных, показывают, что в любых закрытых группах, конфронтирующих с окружающей их социальной средой и вынужденных "закрываться" от неё, возможно формирование аналогичной социальной структуры [см.: 26].

5 "Социальные факты - по Э. Дюркгейму - способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются" [27].

6 Количественные значения со сроком службы не коррелируют.

7 Доля тех, кто декларирует апологетическое отношение к дедовщине, максимальна среди "молодых" и "дедов", минимальна у военнослужащих средних сроков призыва.

1. Фельгенгауэр П. Иванов рассуждает на уровне детского сада. Он понял, откуда в армию приходит дедовщина // Новая газета, 2006. 20 февраля; Дедовщина - садизм, принесенный в армию с "гражданки":

Интервью с начальником Генштаба Ю. Балуевским // Аргументы и факты. 2006. N 4.

2. Солнышков А. Ю. Как я защищал молодых матросов // Индекс. Досье на цензуру. 2006. N 24.

3. Глоточкин А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Дис. ... канд. пед. наук (по психологии). М., 1964.

4. Каширин В. П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дис. ... канд. псих. наук. М.: ВПА, 1979; Китов А. И. Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины: Дис. ... канд. псих. наук. М.: ВПА, 1967; Лазарев В. П. Управление стр. 115 социально-психологическим климатом корабельного коллектива: Дис. ... канд. псих. наук. М.: ВПА, 1981.

5. Ковалев В. Н. Социалистический воинский коллектив (Социологический очерк). М.: Воениздат, 1980; Бородин М. И. Проблемы научного управления социальными процессами в воинском коллективе. М.: ВПА, 1981.