Смекни!
smekni.com

Будущее человечества и реальный исторический процесс (стр. 2 из 2)

Во-вторых, утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Одинаково неправомерна как сверхцентрализованная экономика, так и радикально-либеральное хозяйство. В-третьих, установление принципа ненасилия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.

В-четвертых, объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. Попытки идейного сближения, взаимопонимания все время возобновляются. Идет процесс принятия терпимости, отказа от упрямого идейно-духовного противостояния как условия доброжелательного поиска взаимоприемлемых ценностей. Терпимость — это признание высокой значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание того, что мир многомерен, пестр и иным быть не может.

В-пятых, неуклонно идущая межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Диалог культур превращается в многоголосый «полилог», попытки сохранения «изоляционизма» встречаются все реже.

В-шестых, намечаются прорывы в области интеллектуального поиска. Крупнейшие ученые современности говорят о том, что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой Природы, и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления. Сейчас остро стоит вопрос о нахождении приемлемых контактов рационального и внерационального, научного и технического, эстетического и мистического в освоении реальности.

Таковы основания для выхода из глобального кризиса.

По мнению мыслителей, основания для оптимистических надежд на будущее содержатся в современном обществе, которое характеризуется ими как информационное. Основной характеристикой такого общества является то, что информация является наиболее важной его составляющей, а массовое стандартизированное производство заменяется производством, в основе которого лежит умственный труд, базирующийся на информатике и супертехнологии. Итогом такого производства являются индивидуальные товары и услуги. Американский социолог О. Тоффлер считает, что наилучшим способом организации такого общества является адхократия — временная ситуативная организация, направленная на решение какой-то конкретной задачи. Решения, принимаемые адхократией, должны быть также дестандартизированы. Работа для большинства людей должна быть вариативной, неповторяющейся и ответственной, реализующей стремление индивида к свободе действий, оценок, суждений. Таким образом, информационное общество должно характеризоваться демассификацией и дестандартизацией всех сторон экономической и социальной жизни, высоким уровнем инновативности, быстрой скоростью происходящих изменений. Речь идет о конце эпохи автоматического прогресса, об утверждении того, что будущее открыто, а история является человеческим делом.

В будущем следует ожидать изменения типа человеческой мыслительной деятельности: получит развитие визуальное мышление как особый вид синтетического мышления. Специфического исследования потребуют когнитивные аспекты компьютеризации, создающей возможность для резкого повышения умственной деятельности. Возможно появление особой группы людей, владеющих организованной информацией. Изменится характер коммуникации: систему «человек–человек» заменит система «человек–компьютер–человек», что приведет к проблемам социальной изолированности субъекта, разрыва понимания между людьми. В переходный период обнаруживаются противоречия между требованиями нового общества и интеллектуальным уровнем человека. Узколокальное мировоззрение, ограниченное образование и технотизированная культура человека индустриального общества должны быть преодолены. Появление и развитие инфосферы должно сопровождаться развитием культуры и образования. Отсутствие должного внимания к этому вопросу чревато культурным отчуждением и культурной дезориентацией, последствия которых непредсказуемы. Завершая обозрение зримых перспектив, скажем о необходимости конструирования глобальной этики, нравственных универсальных принципов, укрепляющих общечеловеческую солидарность.