Смекни!
smekni.com

Великие философы мира (стр. 8 из 12)

Основное произведение: «Жизнь как воля и представление».

ФРИДРИХ НИЦШЕ

(1844 – 1900)

Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. В 1869–1879 гг. профессор классической филологии Базельского университета. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 г. в связи с душевной болезнью.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, облечены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» выступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дарвина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием Ницше являются идея к жизни. В человек он подчеркивал принцип телесности и вообще биологическое телесное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. Ницше будучи сторонником принципа социальной иерархии, развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» – тех немногих, которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством – серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначала к тому, чтобы быть «общественной пользой».

Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали . Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание терпимость, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека.

Основное внимание Ницше было сосредоточено на проблемах культуры, на вопросах этики и эстетики, в частности музыки, а также на идеях бытия человека. Над всем человечеством утверждает Ницше, царит бессмыслица.

Основные произведения: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра» и другие.

ЗИГМУНД ФРЕЙД

(1856 – 1939)

Родился 6 мая в1856 году в Фмайберге, Австрало – Венгрии. Невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Профессор Венского университета с 1902 года. После захвата Австрии фашистской Германией в 1938 году эмигрировал в Великобританию.

Ранние работы Фрейда посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием французской школы с конца 1980 года занимается проблемами неврозов, с середины 1990 года разрабатывал анализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в бессознательное, один из первых начал изучать психологический аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий. В 1900 году выдвинул общепсихологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между сознанием и бессознательными влечениями, в 1920 году – учение о психических структурах личности. Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд попытался распространить его принципы на сферу социальной психологии и различные области человеческой культуры – мифологию, фольклор, художественное творчество и т.д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза.

Сублимация – центральное понятие у Фрейда в его психологической трактовке культуры, которая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. В целом идейная эволюция взглядов Фрейда шла от «физиологии материализма» к утверждению автономии психического и антропологического построения, близким натуралистическим разновидностям философии жизни. Влияние идей Фрейда сказалось на самых различных направлениях буржуазной философии, социологии, социальной психологии, литературы и искусства.

Основные произведения: «Я и Оно», «Психология масс и анализ человеческого я», «Тотем и табу», «Будущность одной иллюзии», «Неудовлетворенность в культуре» и другие.

БУХАР-ЖЫРАУ

(1668 – 1781)

Придворный поэт ханов. До 1718 г. находился в свите хана Тауке, затем после долгих лет лишений и скитаний по казахским степям, нашел себе пристанище при дворе хана Аблая.

По статусу придворного певца он должен был восхвалять хана и его окружение. Но мудрость и знание жизни вывели его творчество за пределы исключительных интересов ханского двора. Он рассуждает свободно и широко. Тема восхваления ханов остается у него своеобразным заслоном , ширмой или, скорее всего, фоном, на котором разворачивается богатейшая сцена содержательных философских идей.

У поэта не было и тени сомнения в том, что хан прощает и казнит, воют и добивается мира и т.д. исключительно ради своего народа. Забота о народе иногда приводит его к опрометчивым решениям, от которых поэт смело пытается удержать хана, оградить его от плохо обдуманных и роковых планов.

Бухар – Жырау был праведным мусульманином. Об этом с достаточной убедительностью свидетельствует его произведение под названием «Пожелание», в котором он, как старший в роде, дает наставление молодежи. Первое и пятое из этих носят характер ортодоксального мусульманства. Так , первое пожелание гласит: «Жить, как велел Аллах». Пятое нацелено на строгое соблюдение древнего и святого пяти-временного намаза. В третьем выражается требование неукоснительно поддерживать культ предков, «верить предкам своим», что, несомненно, представляет собой искреннее преклонение поэта перед древними обычаями своего народа.

Все остальные пожелания носят сугубо светский характер и напоминают более продукты житейской и социально-бытовой мудрости, чем советы, навеянные религиозными убеждениями.

Проблема времени ставится Бухар – жырау в двух разных координатах. Во-первых, в контекстах преходящего всех явлений, предметов и тел природы во времени. Вещь, явление постоянно меняют форму своего существования, иногда настолько, что превращаются в свою противоположность.

С особенной грустью поэт говорит о времени, неумолимое течение которого изменяет человека вплоть до полной неузнаваемости, превращает гордого своим здоровьем молодца в немощного старика.

Бухар – жырау был склонен связывать кончину человека с воздействием времени и обстоятельств. Человек не может существовать во времени вечно. Он рождается, проходит разные стадии своего бытия ,

Основное произведение: «Пожелание».

ШОКАН УАЛИХАНОВ

(1835 – 1865)

Родился осенью 1835 года в крепости Кушмурун, расположенной в одном из северных регионов Казахстана. Его родители и близкие родственники принадлежали к потомкам знаменитого хана Абая и составляет знатный род немногочисленной аристократической верхушки тогдашнего казахского общества. Благодаря заботам своих влиятельных покровителей и, прежде всего отца Шынгыса Валиханова, Шокан получил превосходное по тем временам образование. Сначала он учился в родном ауле в религиозной мусульманской школе, где достаточно хорошо изучил арабскую грамоту и языки некоторых народов Востока. Однако главными его учителями в этот период были выходцы из народных низов, с которыми он близко общался и из уст которых получал первые сведения о подлинно народной культуре.

В 1847г. в судьбе Шокана наступил перелом, предопределивший особое направление и существо всей его дальнейшей деятельности. Он поступил в Омский кадетский корпус, который по общему признанию многих образованных людей, был лучшим учебным заведениям Сибири той поры.

Годы учебы Ш. Валиханова в кадетском корпусе совпали с годами бурного брожения умов в русском обществе .

В 1853 году Ш. Валиханов был выпущен из кадетского корпуса с присвоением ему воинского звания корнета по армейской кавалерии и определен на службу в Западне – Сибирское генерал – губернаторство. С этого времени начинаются весьма интенсивный и насыщенный период его плодотворной творческой и общественно – политической деятельности .

Летом 1856 в составе экспедиции полковника М.М. Холинтовского Ш. Валиханов совершил путешествие на озеро Иссык – Куль.

По возвращении из поездки Валиханов подготовил обширную историко – этнографическую работу под названием «Записка о киргизах», которая, к сожалению, не была опубликована при его жизни.

Основные произведения: « Предания и легенды большой киргизской сакской Орды», «Тенкри», «Образец причитаний», «песня об Аблае», «О формах казахской народной поэзии», «Киргизское родословие» и другие.


ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН

(1841 – 1889)

Родился в ноябре 1841 г. в ауле Жанбурчи, что расположен в нынешнем Затобольском районе Костанайской области. В 1850 г. Ибрая устроили в Оренбургскую школу, специально открытую для детей степной аристократии в целях подготовки писарей и перводчиков для колониальной администрации царизма в Казахстане.

После окончания учебы он сначала работал писарем при войсковом старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая деятельность Алтынсарина Алтынсарина. Сблизившись с прогрессивным и деятелями русской интеллигенции, он стал глубже осваивать передовые для своего времени педагогические, научные, социально-политические и философские идеи и учения.