Смекни!
smekni.com

Глоссарий специальных терминов и понятий по философии (стр. 5 из 7)

162. ОРТОДОКСИЯ — (греч. "ortoz", "прямой" и "doxa", "мнение") - "правомыслие". Общее название учений, основывающихся на декларировании своей приверженности основным принципам какой-то доктрины.

-П-

163. ПАНЛОГИЗМ — философский принцип, согласно которому действительность трактуется как логическое выражение идеи.

164. ПАНТЕИЗМ — учение, растворяющее Бога в природе.

165. ПАРАДИГМА - (греч. "paradeigma", "para", "сверх", "над", "через", "около", а "deigma", "проявление", "манифестация") - "то, что предопределяет характер проявления, манифестации, оставаясь вне проявления". В самом широком смысле, это исходный образец, матрица, которая выступает не прямо, но через свои проявления, предопределяя их структуру. Парадигма - это не проявленная сама по себе и не поддающаяся прямой рефлексии структурирующая реальность, которая, всегда оставаясь за кадром, устанавливает базовые, фундаментальные пропорции человеческого мышления и бытия. Специфика парадигмы состоит в том, что в ней гносеологический и онтологический моменты еще не разделены и подлежат дифференциации лишь по мере того, как базовые интуиции, проходя через парадигматическую решетку, оформляются в то или иное утверждение гносеологического или онтологического характера. Термин "парадигма" использовался в платонической и неоплатонической философии для описания некоего высшего, трансцендентного образца, предопределяющего структуру и форму материальных вещей. Парадигма - это не миф, но система мифов, причем способная генерировать новые мифологические сюжеты и рекомбинации. Парадигма - это не теология, но система теологий, которые, различаясь по своим конкретным утверждениям, сводятся к общей праматрице. Парадигма - это еще не мировоззрение, но некая предмировоззренческая туманность, способная выкристаллизовать из себя (как в системе Лапласа) неопределенно большую систему мировоззрений. Парадигма не идеология, но корневая подоплека идеологий, могущая сблизить одни идеологии с другими (внешне не просто различные, но противоположные), и наоборот, показать фундаментальные различия в идеологиях, формально очень схожих.

166. ПАССИОНАРИЙ - носитель "пассионарности".

167. ПАССИОНАРНОСТЬ - (франц. "passion", "страсть", "passionaire", "страстный") - термин, введенный Львом Гумилевым и описывающий психологический и социальный тип активных идеалистов, созидателей, героических личностей, появляющихся в разной пропорции на разных этапах исторического цикла этногенеза.

168. ПАТРИСТИКА - (греч. "pater", латинское "pater" - "отец") - термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII вв. - т.н. "отцов церкви". Периоды: II-III вв. - полемически разнообразное философствование т.н. апологетов (в меньшей степени Тертуллиан, в большей Климент Александрийский и особенно Ориген); IV-V вв.- систематизация церковной доктрины (каппадокийский кружок: св. Василий Великий, св. Григорий Назианзин (Григорий Богослов), св. Григорий Нисский; на Западе - бл. Августин); VI в. - начало стабилизации догмы и кодификации наук под эгидой теологии, завершающихся в трудах св. Иоанна Дамаскина.

169. ПЕНИТЕНЦИАРНЫЙ - (лат. "penitentiare", "наказывать") - "исправительный".

170. ПЕРМАНЕНТИЗМ - (лат. "permanens", "нечто постоянное", "неизменное", "перманентное") - концепция, согласно которой в истории, политике, философии, психологии, культуре повторяются одни и те же сценарии с небольшими модификациями.

171. ПЕРМИССИВНЫЙ - (англ. "permissive") - позволительный, система права, ставящая акцент на разрешении, а не на запрете.

172. ПЕРСОНАЛИЗМ — учение, признающее личность первичной творческой реальностью.

173. ПИФАГОРЕИЗМ — совокупность учений, развивающих учение Пифагора.

174. ПЛАТОНИЗМ — философское направление, основывающееся на учении Платона.

175. ПЛЮРАЛИЗМ — философская позиция, основанная на признании множественности подходов к одному и тому же явлению.

176. ПОЗИТИВИЗМ - (франц. "positivisme", от лат. "positivus", "положительный") - философия, возникшая в XIX веке и исходившая из того, что бытием обладают только конкретные верифицируемые физические факты ("атомарные факты"), а все остальное является лишь относительной и всегда спорной рассудочной интерпретацией; все подлинное (позитивное) знание есть совокупный результат специальных (преимущественно, естественных) наук. Наука, согласно позитивизму, не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии. Основан в 30-х гг. XIX в. О. Контом (ввел сам термин).

177. ПОЛИТИКА - (греч. "poliz", "город", "государство") - в широком смысле то же, что Политическое. Аристотель определил политику как "высшую форму общественного бытия людей".

178. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - М.Вебер дал следующее определение понятия "политическая партия": это "общественная организация, опирающаяся на добровольный прием членов, ставящая себе целью завоевание власти для своего руководства и обеспечение активным членам соответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно".

179. ПОЛИТИЧЕСКОЕ - термин, введенный К.Шмиттом для обозначения максимально широкого толкования политики как онтологического холистского явления.

180. ПОПУЛИЗМ - (лат. "populus", "народ") - политические методы пропаганды, заключающиеся в проговаривании политиками тех тем и высказываний, которые хотят сиюминутно услышать массы, не сообразуясь ни с идеологическими установками, ни с реальными возможностями осуществить обещанное.

181. ПОСТИСТОРИЯ - (лат. "post-", "после" и "история") - авторский термин Ж.Бодрийяра, предложенный для описания качества истории в постиндустриальном обществе. Для постистории характерны рециклирование, виртуальность, автономизация "знака", бессодержательность.

182. ПОСТМОДЕРН - (лат. "post-", "после" и "modern" "современное")- культурологический, политологический и социологический термин для описания современной цивилизации, завершившей путь развития по логике "модерна", Нового времени, когда все основные тенденции, заложенные на заре этого цикла, полностью реализовались.

183. ПОСТПОЛИТИКА - (лат. "post-", "после" и "политика") - авторский термин А.Дугина, предложенный для описания состояния Политического в эпоху постмодерна. Предельная фаза дезонтологизации политики.

184. ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ - (лат. "potentia") - "возможное", "могущее быть".

185. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - ( нем. "Rechtsstaat") - термин вошел в обиход в немецкой литературе в первой трети ХIХ века (в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), сама теория была разработана намного раньше.

186. ПРАГМАТИКА — философское учение, согласно которому философия должна быть не размышлением о первых началах мира, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в их повседневности.

187. ПРЕФОРМИЗМ — учение о существовании в зародышевых клетках организма материальных структур, определяющих основные черты развития организма.

188. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — религиозное понимание истории как проявления воли Бога.

189. ПСИХИКА - (греч. "psuchе", изначально "бабочка", позже "душа") - тонкая структура человеческого существа. В различных философских и религиозных учениях понимается по-разному. Философы-материалисты отрицают существование души и понимают психику как высшую нервную деятельность, производную от биологической материальной реальности.

190. ПСИХОАНАЛИЗ - направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные (бессознательные) аспекты человеческой психики. Основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах К.Г.Юнга.

-Р-

191. РАДИКАЛИЗМ — социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующего порядка.

192. РАЦИОНАЛИЗМ — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

193. РЕВИЗИОНИЗМ - обозначение идейно-политических и научных течений, подвергающих пересмотру принципы и положения какой-либо теории, концепции, учения.

194. РЕВОЛЮЦИЯ - (лат. "revolutio", "поворот", "переворот", "совершение циклического движения") - резкое движение в развитии, скачок, "переворот".

195. РЕДУКЦИОНИЗМ — методологический принцип и философское направление, в котором высшие формы сводятся к низшим.

196. РЕЛИГИЯ - "Религия Откровения" - монотеизм (единобожие), возникший на базе древнего иудаизма и усвоенный позднейшими традициями - христианством и исламом.

197. РЕЛЯТИВИЗМ - (лат. "relativo", "относительный") - представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.

198. РЕПРЕССИВНАЯ СИСТЕМА - (латинское "repressare", "подавлять") - система подавления со стороны власти или государства нежелательных внутренних элементов в политике, экономике, социальной сфере.

199. РИГОРИЗМ — строгое проведение какого-либо принципа.

200. РОМАНТИЗМ - (франц. "romantisme") - идейное и художественное движение в европейской культуре и философии конца XVIII - первой половины XIX вв. Проявил себя во всех видах искусства, в философии и гуманитарных науках, возник как противопоставление рационализму и бездуховности общества, эстетике классицизма и философии Просвещения. В основе романтического идеала - свобода творческой личности, культ сильных страстей, интерес к национальной культуре и фольклору, тяга к прошлому, к дальним странам.