Смекни!
smekni.com

Гносеология и её проблемы (стр. 3 из 4)

Это обусловило тот факт, что разграничение дедуктивной и индуктивной логики продержалось до XIX в. С этого периода времени дедуктивная и индуктивная логика рассматривались как две взаимосвязанные части.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания, как было уже отмечено, имеет свою специфику и существует в своих формах.

Иной взгляд на соотношение роли чувств и разума в познании представлен в сенсуализме и рационализме.

Сенсуализм (от лат. чувство, ощущение) – теоретико – познавательное направление, выводящее все знания из чувственных восприятий. В античной философии сенсуалистами были эпикурейцы. В Новое время основы сенсуализма представлены в известном выражении Локка: нет ничего в разуме, чего бы ранее не было в чувствах. Систематическое обоснование сенсуализм получил у французских просветителей. Противоположная сенсуализму позиция – рационализм.

Рационализм (от лат. разум, разумный) – направление в философии, утверждающее неограниченные возможности разума в познании. Как целостная гносеологическая система рационализм сложился в Новое время и представлен в работах Декарта, Спинозы, Лейбница и др. В рационалистических учениях недооценивается роль чувств в познании мира. Кант пытался примирить идеи сенсуализма и рационализма. Он полагал, что всякое наше знание начинается с чувств, а заканчивается в разуме.

Творчество и интуиция

Процесс познания включает в себя не только рациональные процедуры, но и нерациональные, которые, однако, осуществляются мозгом (как и рациональные) на основе особых биосоциальных закономерностей вне зависимости от сознания человека. К нерациональным процедурам относят творчество и интуицию.

Если репродуктивная деятельность людей воспроизводит существующие модели, стандарты, образцы деятельности, то творчество – это вид деятельности, порождающий нечто новое, ранее не существовавшее. В реальной жизни люди часто сталкиваются с ситуациями, требующими принятия нестандартных решений, которые и являются творческими. Любой человек в той или иной степени обладает творческими способностями. Однако, когда индивид выходит за границы известного и достигает чего-то нового, то это новое может являться новым только для этого индивида, но не для общества. Подлинное творчество в науке, культуре всегда характеризуется принципиальной новизной полученных результатов в масштабах всего общества. В зависимости от сферы, в которой реализуется творчество, различают следующие его виды: научное, техническое, художественное, профессиональное, детское и т.д. При этом личность является основным субъектом творчества.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция. Различные поколения философов трактовали интуицию как внутреннее зрение, являющееся высшей способностью ума. Но вопрос – какова природа интуиции, оставался без ответа. Современная психология творчества и нейрофизиология, хотя далеки от окончательного решения этого вопроса, однако выявляют этапы в интуитивном познании: 1) накопление в памяти и неосознанное комбинирование образов, абстракций в целях решения определённых задач; 2) осознание конкретной задачи; 3) неожиданное нахождение решения конкретной задачи (математической, конструкторской и пр.).

В процессе творчества и интуиции совершаются сложные функциональные переходы, позволяющие внезапно объединяться, приводить к творческому озарению, которое воспринимается как открытие.

Истина, заблуждение, ложь, критерии истины

Слово «истина» многозначно. В различных контекстах в него вкладывают различный смысл. Можно говорить об «истинной дружбе», «истинном произведении искусства». Это является свидетельством того, что одно и то же слово имеет несколько значений. В этом смысле важно специально оговорить, какое именно содержание связывается с термином «истина» в конкретном контексте, а именно при рассмотрении проблем гносеологии.

В гносеологии понятие «истина» употребляется для характеристики не каких-либо вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Поэтому нелепым является утверждение «стол есть истина». Понятие истинности применимо только к человеческим знаниям. Иными словами, истина – это характеристика знания.

В античной философии складывалась позиция, выдвигающая сомнение в надёжности истины. Она получила названиескептицизм (от гр. сомнение). Идеи скептицизма нашли выражение во взглядах Пиррона (360 – 280 до н.э.). Он придерживался мнения, что вещи недоступны для нашего познания. На этом основании нужно воздерживаться от категорических суждений. Идеи скептицизма можно найти также у Протагора, софистов.

На основе античного скептицизма в Новое время получил развитие агностицизм (от гр. недоступный познанию). Агностицизмом называю философскую позицию, согласно которой вопрос об истинности знания не может быть окончательно решён. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм изложен в философии Д. Юма.

В античной философии представлена и оптимистическая позиция по вопросу об истине. Она получила развитие у Аристотеля, начиная с которого истина определяется как знание, которое соответствует действительности (вещам, предметам, явлениям). Истина – это адекватное отражение действительности, воспроизведение ее такой, какова она на самом деле. Здесь имеется в виду следующее: то, что утверждается мыслью, действительно имеет место. Эта трактовка истины сложилась на основе позиции, признающей принципиальную возможность познания человеком внешнего мира. Концепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется классической. Она называется так потому, что является древнейшей из всех концепций истины. Именно с неё начинается теоретическое исследование истины.

Возникнув в период античности, классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания. Это связано с тем, что она наиболее полно соответствует целям познания, включая научное познание.

Характеристиками истины являются её абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность. Рассмотрим их содержание. Постижение истины представляет собой процесс движения знаний ко все более адекватному воспроизведению действительности. Однако этот итог не окончательный, а в каждом конкретном случае – промежуточный.

Истина как процесс представляет собой движение знания от неполного, приблизительно верного знания ко все более полному и точному знанию, или от истины относительной– к истине абсолютной. Под абсолютной истиной понимается абсолютно точное, полное, верное, под относительной истиной – относительно точное, относительно полное, относительно верное отражение действительности в сознании.

Относительная истина характеризует неполноту, неокончательность, приблизительность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания. Абсолютная истина, напротив, может быть охарактеризована как истина вечная, которая никогда не может быть изменена в будущем.

Движение человеческого познания происходит в направлении овладения абсолютной истиной, складывающейся из суммы относительных истин. Каждый новый этап познания ограничен уровнем развития науки, условиями жизни общества, делающими наши знания относительными, т. е. неполными, приблизительными. В этом смысле необходимо заметить, что любое достоверное знание в целом является истиной относительной.

Истину характеризует и такое свойство, как ее конкретность. Истина конкретна в силу того, что она отражает объект либо какую-нибудь из его сторон в определенных условиях места – времени.

Только в том случае, если оговорены условия, при наличии которых сформулировано то или иное положение, можно говорить об истинности или ложности таких положений. Истина вне учета обстоятельств времени и пространства не существует. В этом смысле надо понимать известное положение о том, что абстрактной истины нет, она всегда конкретна. Конкретность истины позволяет объяснить её относительность.

Истина относительна: во-первых, потому что отображает определённый, ограниченный во времени и пространстве процесс, то есть получена для определённых условий, конкретна и тем самым не полностью, а лишь частично может быть применена в других условиях; во-вторых, истина оказывается относительной даже в данных границах. Вследствие бесконечной сложности любого процесса и исторической ограниченности наших знаний в каждую эпоху мы познаём любой процесс, предмет, явление не до конца, но лишь приблизительно точно.

Связь относительной и абсолютной истин выражается в том, что имеющиеся на каждом данном уровне науки абсолютные истины как бы складываются из истин относительных, образуя всё более полную и точную картину бесконечного и развивающегося мира. Абсолютно полная картина мира – предел развития познания, к которому человечество будет приближаться, но никогда не достигнет.

Важнейшей характеристикой истины является единство в ней объективного и субъективного. Истина объективнапо своему содержанию и субъективна по форме выражения. При этом объективность истины является свидетельством того, объективная истина находится в сознании человека, но по своему содержанию не зависит от сознания человека. Это содержание почерпнуто из внешнего мира и адекватно отображено сознанием. От сознания зависит только форма выражения этого знания. Недаром же научные выводы, сделанные независимо друг от друга разными учеными, имеют в каждом конкретном случае специфическую форму выражения. Однако объективность истины подчеркивает то обстоятельство, что она выражает такое знание, содержание которого не зависит ни от человека, ни от человечества. Не случайно К. Поппер отмечал, что классическая концепция понимает под истиной нечто, не зависящее от субъективной точки зрения, и поэтому может считаться теорией объективной истины.