Смекни!
smekni.com

Государство и общество (стр. 4 из 4)

Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, отмечает, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности , в которой заключена и единственная возможность самореализации личности.

Нужно отметить, что древнегреческая философская антропология несёт в себе печать мифологии и религии и развивается в непосредственном диалоге с ними. Так же она является началом и источником западноевропейской традиции в философии человека.

Дело свободного человека - интеллект, политическая и эстетическая деятельность.


Заключение Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским греческой философии». Это сравнение имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью весь античный мир.Научная деятельность Аристотеля охватила все области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Труды Аристотеля – важнейший источник наших знаний в области доаристотелевской философии.Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним из наиболее выдающихся мыслителей, каких знает история философии. Все области знания, с которыми соприкасался Аристотель, - политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика – получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую голову среди греческих философов.В заключение можно сказать, что Аристотель, осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, разработал оригинальное социально-философское учение. Социальная и политическая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса – города государства как политического общения свободных и равных людей. Государство по Аристотелю – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям как семья и селение. Человек по природе своей существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека. Отношение господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и над господской властью над рабами. Что касается формы правления государством, то Аристотель выделял правильные формы правления (монархия, аристократия, полития) и неправильные формы правления – тирания, олигархия и демократия. Но все-таки лучшей формой правления выступает полития – правление большинства в интересах общей пользы. Во главе всего Аристотель ставит закон.

Сноски

1 «Когда человек ходит ночью спокойно по улице, ему и в голову не приходит, что это могло быть иначе ,ибо эта привычка к безопасности сделалась второй натурой, и мы не размышляем о том, что эта безопасность представляет собою лишь результат особых учреждений. Связь-де государства – так что мнит обычное представление – поддерживается силой ,но действительной поддержкой является лишь основное чувство порядка, которым все обладают » (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. VII. С.227 )

2 Так И.А. Ильин излагает чрезвычайно кратко идею Гегеля о государстве, точнее говоря, в нескольких словах подводит к этой идее (см.: Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 2: Учение о человеке. М., 1918.

3 Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959.С. 33.

4 Слово “справедливость” произошло от слова “право” (правый, правда), а в латинском justitia (справедливость) — от jus (право).

5 Монтескье Ш. Указ.соч. С. 426.

6 См.: Аристотель. Соч. В 4 т. Т4.-М.: Мысль ,1983

7 Там же . С. 379

8 Там же . С. 283


Список литературы.

1. «Аристотель. Политика. Афинская полития.»,-М.: Мысль, 1997.

2. Квасова И.И. Философия . Учебное пособие.- М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2001.

3. Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб.,1996, кн.3

4. Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мысль, 1993.

5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник.- М.: Гардарики, 2001.

6. Философия. Учебник. / Под ред. Лавриненко В.Н., Ратникова В.П.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998,2001

7. Хрестоматия по философии. Учебное пособие./ Под. ред. Радугина А.А.-М., 1998.