Смекни!
smekni.com

Даосская концепция проявленного Дао (стр. 2 из 5)

На защиту выносятся следующие положения, которые составляют научную новизну исследования:

в работе представлена единая концепция проявленного Дао с учетом главных составляющих даосской философии;

обосновывается, что суть даосского учения о проявленном Дао составляют признание сосуществования проявленного мира и породившей его абсолютной сущности, пронизывающей всю вселенную; понимание мира как живого существа, являющегося одновременно проявленным и непроявленным;

выяснено, что проявленный мир в даосской философии имеет двойную природу, в которой пустота и оформленность составляют единую реальность; пустота, представляющая собой "полноту свойств", обладая своим местом и своей функцией в мироздании, является притом самым важным аспектом проявленного мира;

доказывается, что в философии даосизма существует идея смысла и значения появления мира;

утверждается, что мироздание, как живой организм всех сущностей, рассматривается в даосской концепции проявленного мира в следующих основных аспектах: взаимодействия как соучастия всего в этом мире, обладание каждой вещью в мироздании своей функцией и предназначением;

устанавливается, что в даосской философии проблема беспорядка в устройстве мироздания трактуется зависящей прежде всего от человека;

выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао определяются два основных пути установления человеком гармонии, а тем самым и преодоления беспорядка: путь мудрого правителя и путь "скрывающегося мудрого, некоронованного царя";

систематизируются актуальные положения даосской концепции проявленного мира: идея проявленности мироздания, существование смысла возникновения вселенной, положение о саморазвитии всех сущностей, обладание каждым существом уникальной самостью и собственной логикой развития, понимание сна как особого измерения живых существ, воззрение о недопустимости нарушения естественной жизни других существ, теория подобия единичного целому, а также подобия всех существ, понимание мироздания как семьи, развитие мира как глобальная коэволюция, учение о пустоте;

проанализированы пути возможного синтеза даосской (восточной) и западной, русской философских традиций: заимствование даосских обозначений, изучение тем, затрагиваемых в философии даосизма, практика даосских путей познания мира.

Теоретическое и практическое значение исследования. Теоретическое значение работы заключается в том, что ее результаты могут найти применение в процессе сравнительного анализа западной, российской и восточной онтологических традиций, в дальнейшем изучении как восточной философии вообще, так и китайской, в частности. Практическое значение диссертации состоит в том, что её положения и выводы могут быть использованы в процессе преподавания таких разделов философии, как онтология и теория познания, философская антропология, философия науки, история философии, а также при разработке и чтении спецкурсов по восточной философии.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертационного исследования обсуждались на научной конференции "Философия и религия на рубеже тысячелетий" (Уфа, 2000), на Российской научно-практической конференции "Религия в изменяющейся России" (Пермь, 2002), на ежегодной научной сессии кафедры новой и новейшей истории БашГУ "Партийно-политическая, духовная история и общественные движения в странах Запада и Востока" (Уфа, 2003), на конференции, посвященной "Дню петербургской философии" (Санкт-Петербург, 2002), на конференции "Проблемы глобальной экологии" (Уфа, 2003), на методологическом семинаре факультета философии и социологии БашГУ "Проблема обоснования знания" (Уфа, 2003), действующего в рамках секции "Онтология". Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии и методологии науки Башкирского государственного университета. Основные результаты исследования отражены в семи публикациях автора общим объемом 1,9 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, приложения, включающего список основных даосских обозначений концепции проявленного Дао, заключения и списка литературы, включающего 216 наименований. Общий объем диссертации - 132 страницы.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, определяются цель и задачи изыскания, указываются методологическая и теоретическая основа диссертации, а также источники исследования, формулируется научная новизна диссертации, отмечается теоретическое и практическое значение исследования, указываются формы апробации работы.

В главе I "Реальность проявленного Дао в даосизме" анализируется даосское понимание реальности проявленного мира в двух его основных аспектах: как соотнесение его с постоянным Дао и как единство пустоты и оформленности мироздания.

В первом параграфе "Мир как проявленное Дао" исследуются следующие аспекты даосского видения мира: проявленность мира "безымянным" Дао, понимание возникшего мироздания как цикла жизни Дао, проблема смысла появления мира, соотнесение проявленного и непроявленного Дао, действие постоянного Дао в мире, аспекты проявленного Дао, составляющие мироздания, а также проблема соотнесения пустоты и оформленности природы мира.

По мнению автора, именно восприятие Дао, видение её как подлинной действительности является источником даосской концепции мироздания. Подчеркивается, что в даосском учении "Дао" - это символ, образ для того, что не может быть словесно выражено. "Дао" - это не идея или предельно общее понятие, выводимое из определённых аксиом и категорий. Даосские определения представляют собой в большей степени обозначения и знаки, которые являются попытками словесно выразить результат восприятия сверхэмпирических уровней реальности мира.

В свою очередь отмечается, что Дао имеет целое многообразие смысловых оттенков, не в полной мере отражаемых понятиями, существующими в западной и русской философских традициях. Поэтому в работе используется прежде всего само даосское обозначение вместе с присущими ему характеристиками ("постоянное", "естественное", "безымянное"), а также такое определение, как "Высшая сущность".

В целом, диссертант исходит из необходимости употребления самих даосских определений при философско-методологическом исследовании концепции проявленного Дао.

С точки зрения автора, важно понимание Дао именно как Высшей сущности, обладающей полнотой свойств и включающей в себя все вещи. Это не безликий закон или принцип, управляющий миром. Главное свойство Дао, по мнению последователей даосизма, заключается не в руководстве и контроле, а в способствовании гармоничной жизни каждого существа. Дао и все проявленные вещи сосуществуют. В свою очередь, Дао не аморфно, хотя даосы дают ему главным образом отрицательные характеристики.

Подчеркивается, что концепция Дао характеризует даосизм как особое философское видение мироздания, являющееся проявлением восточной философской традиции, разнообразные учения которой, несмотря на различия в обозначениях и отдельных положениях, во многом представляют единый особый подход постановки философских проблем и путей их решения.

В процессе анализа было выявлено, что в даосской концепции проявленного Дао мир представляет собой естественное развертывание постоянного, безымянного Дао. Обнаружено, что, согласно философии даосизма, его осуществление происходит в силу логики вечного совершенствования естественного Дао и составляющих его сущностей. В ходе исследования проводится параллель между даосской концепцией проявленности мира и концепциями естествознания относительно происхождения и бытия мироздания (теория А.А. Фридмана о расширяющейся вселенной, теория В. Томсона и Р. Клаузиуса о возможности тепловой смерти мира, а также концепции Бонди-Голда и Хойла, которые допускают непрерывное творение вещества из ничего). При рассмотрении этого вопроса автор использует работу Капра "Дао физики", в которой представлен сравнительный анализ восточной философии и современных теорий физики.

В свою очередь отмечается, что концепция сменяющих друг друга состояний проявления и сворачивания естественного Дао объединяет даосизм с буддизмом, ведантой, движением Сознания Кришны и теософией и отличает его от религиозной философии христианства. Проявленное Дао - это не результат грехопадения или отпадения от постоянного Дао. Для даосизма мир - это естественное продолжение непроявленного Дао, его собственное "стремление".

На основе сравнения философии даосизма со взглядами Свами Вивекананды делается вывод, что возникший мир осознается в даосской философии как беспричинное явление, поскольку естественное Дао обладает абсолютной свободой. После этого исследуется подход даосизма по проблеме смысла появления мироздания. Автор приходит к заключению, что даосской философии присуще выделение двух "целей" возникновения вселенной: "для себя" и "не для себя" (т.е. для других существ). Отмечается, что в ней существует идея о том, что Высшее существо (Дао) в каком-то смысле "нуждается" в проявлении мира, в пребывании в нем и, в свою очередь, "опирается на все десять тысяч вещей". Таким образом, проявленный мир понимается в даосском учении как своеобразное вместилище для Дао. Также подчеркивается, что, в соответствии с функциональным подходом понимания Дао в даосизме, значение возникновения мира предстает в возможности самотрансформации, в обретении проявленным Дао состояния постоянного Дао, тем самым, видимо, в даосизме существует идея внесения чего-то "нового" в постоянное Дао через самопроявление и самопреобразование. Делается вывод, что на первое место в объяснении появления мироздания в даосской философии ставятся свобода и творчество. По мнению даосов, возникновение вселенной не случайно. Но в связи с тем, что истинный путь не имеет имени, его цель и смысл оцениваются в даосизме как невыразимые. Мир, с точки зрения даосской философии, это не отпавшая и не утерявшая какие-либо свойства часть Высшего существа.