Смекни!
smekni.com

Джайнизм, буддизм, брахманизм (стр. 5 из 5)

Важной стороной духовной жизни индийского общества является глубокое, почтительное уважение к человеку, обладающему знаниями, доходящее до создания своеобразного культа учителя.

В заключение я приведу некоторые цитаты из великой литературы Индии, которая называется Упанишады (слово упанишады означает "сидеть возле, где-то рядом" и происходит от обычая ученика сидеть у ног учителя).

"Важно почитать Высшее в себе и в людях, чтобы в конце концов вернуться к нему.

Какой к этому путь? Прежде всего - познание. Знать, что внутри тебя содержится некая божественная тайна. Вот притча из одной Упанишады. "Где найти единое?" - спрашивает ученик. И учитель говорит: "Дай мне плод смоковницы". - "Вот он". - "Разломи его". Тот разламывает. - "Что ты в нем видишь?" - "Зерна, господин". - "Разломи одно. Что ты видишь?" - "Ничего, господин". "Вот это "ничего", невидимое, и есть основание бытия. Его облик невозможно увидеть, никто не видел его глазами. Его восприемлют сердцем, умом, мыслью. Тот, кто знает это, становится бессмертным. Если прекращаются пять знаний - пять чувств - вместе с мыслью, если бездействует рассудок, - это, говорят, и есть высшее состояние. Человек должен быть свободен. Все наши страдания могут быть побеждены, и мы можем найти спасение - мокшу.

Мокша - означает освобождение. Но от древних дравидов авторы Упанишад усвоили идею перевоплощения. Оказывается, из этого мира нельзя сбежать, потому что само божество - сам Атман и Брахман - запуталось в сетях мирового закона кармы, ибо все связано закономерностями. И если человек несет в себе злое начало, то, умирая, он вовсе не возвращается обратно в лоно Брахмана, а снова воплощается на земле. И эта жизнь продолжается без конца, и все вращается, подчиняясь железному закону кармы. Это называется сансара, или перевоплощение. Единственный выход - освободить себя от оков материи.

Монахи слагали гимны. Один из них звучит так:

Когда в небе гремят барабаны грома,

И потоки дождя заполняют пути,

По которым следуют птицы,

А бхикшу, укрывшись в пещере, размышляет,

Есть ли в мире большее наслаждение?

Список использованной литературы

1. Крывелев И.А. История религий: Очерки в2-х т. Т.2/Институт этнографии им.Н. н. Миклухо-Маклая АНСССР. Ин-т научн. Атеизма АОН при ЦК КПСС - 2е изд., дораб. - М:. Мысль, 1788 - 382с.

2. В.И. Курбатов. История философии. Конспект. - Ростов-на-Дону. Изд. "Феникс" 1997 - 448с.

3. История философии. Учебник для высших учебн. Заведений. Ростов-на-Дону. "Феникс" 2001 - 576с.

4. Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Озермана, И.Я. Щипанова. Издат.3-е М:. "Мысль". 1975 - 798с.

5. Великие мыслители востока / под ред. Я.П. Мак - Грила. М:. "Крон пресс", 1999 - 656с.

6. Асмус В.Ф. "Античная философия / под ред. В. Асмус изд. 3-е М:. Высшая школа, 2005 - 480с.

7. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков: учебн. Пособие для высш. шк. М.: Академ. Проэкт. 2004 - 416с.