Смекни!
smekni.com

Диалектика и сознание (стр. 4 из 4)

Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения (а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и с себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно более глубокого постижения сущего.

Я язык формировался и развивался в тесной связи с развитием труда и общества. При этом одной из предпосылок его возникновения на биологическом уровне явились существующие уже у высших животных системы звуковой сигнализации. В языке с особой отчетливостью обнаруживает себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и сознание представляют собой органическое единство, не исключающее, однако, и противоречий между ними.

Человеческое сознание, следовательно, — это удивительный и нигде больше в природе не встречающийся феномен, свидетельствующий об исключительности человека. Можно без преувеличения сказать, что со знание — это таинственный и могущественный дар человечеству. Непонятно только, чей это дар — Бога, природы или каких-то случайных мутаций, произошедших в человеческом организме.


Список литературы

1. Введение в философию: Тексты лекций / Новосибирский институт народного хозяйства; под ред. Фигуровской. – Новосибирск, 1993.

2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.

3. Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.

4. Губин В. Д. Основы философии: учеб. пособие / В. Д. Губин. – М.: ТОН – Остожье. – 1999. – 384 с.

5. Крапивенский С. Э. Общий курс философии: учебник / С. Э. Крапивенский. – Волгоград: ЛИБРИС, 1999. – 472 с.

6. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991

7. Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – 816 с.

8. Спиркин А. Происхождение сознания / А. Спиркин. – М.: Госполитиздат, 1960. – 470 с.


[1] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – С. 383.

[2] Крапивенский С. Э. Общий курс философии: учебник / С. Э. Крапивенский. – Волгоград: ЛИБРИС, 1999. – С. 205.

[3]«Последствия как структура... имеющая своей душой цель поступка, суть его (принадлежат поступку), — но вместе с тем поступок в качестве положенной во внешнее бытие цели отдан во власть внешним силам, которые приводят с ним в связь нечто совершенно другое, чем то, что.он есть сам по себе, и заставляют его катиться дальше, переходить в отдаленные, чуждые ему последствия» (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1930. Т. VII. С. 136—137).

[4] Психиатры описывают, например, такой случай: у девушки была горячка, в состоянии бреда она произносила непонятные близким фразы. Потом выяснилось, что это фразы латинского и древнееврейского языков, которые она запомнила, когда работала горничной у пастора, читавшего вслух на этих языках.

[5]Аристотель. Сочинения. М., 1984. Т. 4. С. 379.

[6] Спиркин А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2001. – С. 405.

[7]О языке, письменности метко и образно сказал У. Шекспир: Пусть опрокинет статуи война, Мятеж развеет каменщиков труд, Но врезанные в память письмена Бегущие столетия не сотрут.

[8]Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М., 1970. Т. I. С. 112.

[9]Если же в мозгу не возникает мыслей, соответствующих мыслям говорящего, то взаимное понимание невозможно. Примером комического взаимного непониманий людей является стихотворение А.С. Пушкина о разговоре трех глухих:

Глухой глухого звал к суду судьи глухого,

Глухой кричал: «Моя им сведена корова!» —

«Помилуй, — возопил глухой тому в ответ: —

Сей пустошью владел еще покойный дед».

Судья решил: «Чтоб не было разврата,

Жените молодца, хоть девка виновата».

Это называется «договорились» и все «поняли» друг друга!