Смекни!
smekni.com

Закон взаимодействия противоположностей (стр. 2 из 2)

5. Существует особый класс противоречий, который С.С. Аверинцев в свое время точно назвал «дьявольскими дилеммами». В противовес этим «дьявольским дилеммам» мы и назвали выше приведены движущие противоречия бытия «божественными».

Свой термин С. С. Аверинцев ввел, анализируя знаменитую дилемму Ф.М. Достоевского о том, «стоит ли всеобщая гармония человечества слезинки хотя бы только одного замученного ребенка». К такому же типу «дьявольских дилемм» относится также вопрос: «Кого надо больше любить — жену или мать?» Существует и более прозаический вариант «дьявольской дилеммы»: «Что предпочесть: сохранение девственно чистой природы Горного Алтая с низким уровнем благосостояния его населения или же экономический расцвет региона через строительство ГЭС на реке Катунь, но с неизбежным ущербом природе?» Эти дилеммы потому и названы дьявольскими, что словно бы сам сатана подталкивает нас к совершению рокового выбора, хотя выбирать-то здесь ни в коем случае нельзя. Любой односторонний выбор будет безнравственным и разрушительным. Здесь нужно или устранить порочные условия, приведшие к возникновению «дьявольских дилемм», или радикально изменить неверную исходную точку зрения.

Подводя итог анализу диалектических противоречий и путей их разрешения, подчеркнем творческий характер диалектики, отсутствие в ней раз и навсегда данных решений. Все, что было изложено вы­ше, лишь общая диалектическая схема, а вот ее приложение и наполнение — это уже бесконечный процесс, ибо никакие скачки и противоречия, никакие отрицания никогда не повторяются букваль­но, а каждый раз требуют самостоятельного творческого анализа и во­левых усилий познающей и действующей личности.

Заканчивая наш обзор диалектической теории развития, остано­вимся на графическом символе, которым часто иллюстрируют сущ­ность всей диалектики. Имеется в виду символ раскручивающейся спирали. Закон отрицания отрицания, определяющий архитектонику развития, так иногда и именуют «закон спиралевидного развития». Спираль — вообще одна из самых распространенных структур в при­роде: от двойной спирали ДНК до спиральной формы галактик. Применительно же к диалектической теории разворачивающаяся спираль как нельзя лучше иллюстрирует синтетический характер диалектики, органически снимающей все остальные концепции развития, т.е. со­храняющей их позитивные и устраняющей негативные черты.

В самом деле, спираль синтезирует теории круговорота, ибо в ней присутствует круг, и теории линейного развития, ибо в ней есть несо­мненная поступательная направленность. Одновременно в ней есть и определенный возврат назад, к прежнему качеству, т.е. отображен и момент регресса Наконец, каждый оборот спирали, надстраивающийся над предыдущим с пустым пространством между витками, весьма точно схватывает рациональные моменты эмерджентной концепции. Однакосамо движение спиральной линии непрерывно, т.е. вполне учитывает! здравые моменты эволюционистского подхода к развитию. Что касается супранатуралистической теории развития B.C. Соловьева и Н.О. Лоссского, то достаточно придать восходящей спирали конусообразный характер, чтобы мы получили как бы платоновский наглядный эйдос этой модели развития. Впрочем, носит ли мировое развитие именно такой характер или иной, на этот вопрос мы предоставим возможность ответить тем, кто придет после нас.

Для нас же гораздо важнее то, что законы диалектики и ее категориальный аппарат в целом являются важной частью мировой и отечественной философской культуры. Они образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий нам диалектически и целостно смотреть на мир, не допуская огульных отрицаний и не впадая при этом в догматизацию каких-то положений. Диалектика помогает нам творчески осмысливать движущие противоречия бытия и не становиться жертвой «дьявольских дилемм». Она, наконец, советует не абсолютизировать достигнутого сегодня знания, ибо завтра мы обязательно познаем нечто принципиально новое. И в данном случае даже неважно, строится ли такое понимание на идеалистической основе, когда мир выступает в качестве инобытия абсолютного духа, как это было у Гегеля, и когда данные законы были лишь законами саморазвития понятия, или же на материалистической основе, когда законы диалектики трактуются как общефилософские законы самой материальной действительности. И в том, и в другом случае ценность и эффективность диалектического подхода нисколько не утрачивается. Напротив, это лишь подтверждает богатство диалектического взгляда на мир, где целостность достигается лишь соединением противоположностей и их прогрессивным опосредствованием.


Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т 1: Наука логики. М., 1974.

2. Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение // Во­просы философии. 1992. № 12

3. Кумпф Ф., Оруджев Э.М. Диалектическая логика. М, 1979.

4. Алексеев П.В., Панин Л.В. Философия. М., 1997.