Смекни!
smekni.com

Закон диалектического противоречия. (стр. 2 из 3)

Противоположность.

Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фактов, полученных в различных науках, а также общественно-исторической практики, показало, что явлениям действительности присущ полярный характер, что в любом из них можно найти про­тивоположности. В математике — плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирова­ние; в физике — положительные и отрицательные заряды; в меха­нике — притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в химии — анализ и синтез химических веществ, ассоциация и диссоциация; в биологии — ассимиляция и диссимиляция, наслед­ственность и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиологии высшей нервной деятельности — возбуждение и торможение — таков беглый перечень противоположностей, откры­ваемых наукой. Открытие противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций в самых различных явлениях и про­цессах имело принципиальное значение для формирования диалектико-материалистического миропонимания, для осмысления процессов изменения, развития.

Противоположными называют такие свойства предметов (яв­лений, процессов), которые в некоторой шкале занимают «пре­дельные», крайние места. Примеры противоположностей: верх — низ, правое — левое, сухое — мокрое, горячее — холодное и т. д. Под диалектическими противоположностями понимаются такие стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса), которые одновременно взаимо­исключают и взаимопредполагают друг друга.

Диалектическим противоположностям присуще единство, взаимосвязь: они взаимодополняют друг друга, взаимопроникают, сложным образом взаимодействуют между собой. Отношение меж­ду диалектическими противоположностями всегда носит динамич­ный характер. Они способны переходить одна в другую, ме­няться местами и т. д. Их взаимное изменение приводит рано или поздно к изменению самого предмета, сторонами которого они являются. А в результате разрушения их связи они пере­стают быть противоположностями по отношению друг к другу. Таким образом, о диалектических противоположностях бессмыс­ленно говорить порознь, вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.

Например, атом представляет собой единство двух его необ­ходимых составляющих: положительно заряженного ядра и отри­цательно заряженного электрона (если говорить о простейшей структуре атома, то есть об атоме водорода). Очевидно, что их единство, взаимосвязь определяют целостность атома. При ее разрушении и ядро атома, и электрон превращаются в объек­ты, существующие уже иным образом, в каких-то иных связях. Соответственно, они перестают быть противоположностями — сторонами противоречивого единства атома.

Противоречие.

Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете. В ходе рассуждения (повествования, показаний свидетелей, математического доказа­тельства, теоретического вывода) могут появляться пары противо­речащих суждений, из которых одно является отрицанием другого. Скажем, одни свидетели утверждают, что обвиняемый был на месте преступления во время убийства, а другие, что не был. Оба эти утверждения не могут быть истинными. Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное. По убеждению Аристотеля, самопротиворечивая мысль не может быть истинной, поскольку в познавае­мом бытии невозможны противоречия.

Запрет противоречия, начиная с античности, считается одним из принципов логического рассуждения. Согласно этому прин­ципу, не может быть одновременно истинным некоторое предло­жение и его отрицание. Такие противоречия, издавна привлекшие внимание логиков, считаются нарушениями правил рассуждения. Их появление — сигнал логической ошибки в рассуждении, ложно принятой посылки или, может быть, преднамеренной лжи и неуме­ния «свести концы с концами». Вывод противоречия допускает­ся лишь для вспомогательных целей, в частности в доказательствах от противного в математике.

И все же в развитии не только философской, политической, правовой, этической, по и научной мысли возникают ситуации, когда приходится говорить «да и нет», «есть и не есть» или до­пускать другие выражения, которые логика расценивает как за­ведомо ложные и нарушающие ее законы. Притом такие ситуации возникают не из-за ошибок рассуждения, а с необходимостью вытекают из всего предшествующего развития данной области знания.

О том, что реальный процесс развития научного знания свя­зан с этапами преодоления возникающих противоречий, говорят многочисленные факты истории математики, физики и других наук. «Для настоящего теоретика — говорил М. Планк, — ничего не может быть интереснее, чем такой факт, который нахо­дится в прямом противоречии с общепринятой теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа». Критический пере­смотр принципов математики в целом и отдельных ее ветвей всегда совпадал с периодами выявления и разрешения противо­речий.

На определенном этапе развития данной области знания ученые сталкиваются с противоречиями, разрешить которые может лишь последующий прогресс науки. Так, в биологии с древних времен господствовала идея о неизменности видов, получившая за­конченное выражение в XVIII веке в учении К. Линнея. Между тем в палеонтологической летописи были обнаружены преобразован­ные формы животных и растений, и эти факты пришли в противо­речие с фундаментальной идеей. Вывод, порывающий с прежними представлениями, был предложен Ч. Дарвином: виды изменяются в результате естественного отбора. Это привело к решению основного противоречия (антиномии) тогдашней биологии. Однако раз­решение одной антиномии-проблемы поставило новую: Ф. Дженкис указал Ч. Дарвину, что его естественный отбор неизбежно должен был бы привести к полной остановке эволюции, так как при последовательных рядах скрещиваний происходит смешение наследственных признаков, ведущее к их «растворению» в по­томстве. Возникала новая антиномия, решение которой предложил Г. Мендель, указавший на дискретность наследственных призна­ков. Обнаружение противоречий позволяет нащупывать те позна­вательные ситуации, которые раскрывают перспективы развития ключевых идей науки.

Об антиномичности познания свидетельствует и развитие науки XX века. Изучение микромира вызвало необходимость признать его корпускулярно-волновой дуализм, что было обуслов­лено главным образом ограниченной применимостью макроскопи­ческих понятий к микрообъектам. Н. Бор сформулировал в связи с этим принцип дополнительности. Оказалось, что мы не вправе приписывать «физической реальности» ни волновые, ни корпуску­лярные свойства — они возникают лишь в ходе макроскопиче­ского наблюдения и описания. Новая познавательная ситуация указывает на необходимость дальнейшего развития физики микро­мира — построения теории элементарных частиц с исследованием новых понятий. Сходная ситуация сложилась в космологии (анти­номия конечного и бесконечного) и ряде других наук.

Обнаружение антиномий и их разрешение характерная черта диалектического мышления. А поскольку такие антиномии фик­сируются в форме противоречивых высказываний (А и не-А), запрещаемых формальной логикой, то в этом порой усматривают антагонизм диалектики и формальной логики. Но тогда диалектика оказалась бы чем-то противостоящим не только здравому чело­веческому разумению, но и науке.

Приведенный пример убеждает в том, что логика и диалектика действуют совместно, в согласии на всех этапах рационального познания. А логические противоречия? В процессе диалекти­ческого развития знаний они выступают не как знание-результат (в этом случае диалектика лишалась бы логической коррект­ности). Антиномия (а также апория, парадокс, дилемма) острая форма постановки проблемы, требующей своего решения. Такие логические противоречия в развитии научного познания выступают как «его двигательная сила, его источник, его мотив...». Формально-логические противоречия служат сигналом того, что принятая на данном этапе развития система понятий неприменима для описания некоторых явлений. Антиномии-проблемы сигнализируют о неполноте или ограниченной приме­нимости имеющегося концептуального аппарата той или иной нау­ки, служат внутренним стимулом к дальнейшему его совершен­ствованию.

Сами по себе антиномии, возникающие в познании, нельзя отождествлять с диалектическими противоречиями. Диалектика — не метод нагромождения противоречий. Без соблюдения правил логики диалектика превратилась бы в софистику, а формально-­логическое мышление без соблюдения диалектики превращается в метафизику. Дело диалектики — выявление и разрешение противоречий. Разрешение антиномий-проблем связано с глубокими качественными преобразованиями в структуре научного знания, выходом к принципиально новому, более глубокому по­ниманию явлений, характеризующему научные революции. Та­ким образом, антиномии-проблемы — это критические «пункты» этапа познания. Они моменты диалектического движения по­знания в целом, процесса выявления и разрешения все новых противоречий.