Смекни!
smekni.com

Западноевропейская философия и наука в эпоху Возрождения (стр. 5 из 6)

Лютер выступил против церкви как единственного посредника между Богом и человеком. Это выступление, первоначально направленное против продажи индульгенций, вылилось во всеобщее выступление против церкви и католического духовенства вообще. Позиция, избранная Лютером – это тотальное отрицание, недоверие к возможностям человека спастись в одиночку, без божественного участия. Философия для Лютера – пустая софистика; она ничего не значит без веры. Он отвергает ценность добрых деяний, совершенных без должной веры: вера «оправдывает без всяких деяний». Лютер также допускает, что вера может иметь своим следствием благие деяния, отрицая ту ценность, которую им приписывают. Эта мысль обесценивает индульгенции и приношения церкви в обмен на отпущение грехов.

Отвергая авторитет духовенства, Лютер признает лишь Писание. Он издает свою Библию, основываясь на священных текстах. Человеку для познания Слова Божьего не нужны посредники, любой человек может проповедовать Слово Божье. В вопросе познаваемости Бога Лютер приходит к парадоксальной мысли: Бог непознаваем и все-таки доступен пониманию; он скрыт от тех, кто дознается и исследует, но открыт тем, кто верит и внемлет.

Человек у Лютера природно ничтожен; он не только существо, греховное по природе, но и существо, сознающее греховность своей природы. Он заявляет: «Мы грешны. Поэтому мы должны избегать добра и принять зло. Если мы будем губить и преследовать себя от всего сердца, если мы отдадим себя в ад для Бога и Его справедливости, то мы поистине дали удовлетворение Его правосудию, и Он освободит нас». Нужно было безоговорочно верить в человека, чтобы предъявлять ему столь беспощадные вердикты и верить в их искупление; таким образом, в грешном человеке предполагаются решимость, стойкость и воля [12, c.291-298; 5, c.56-57; 4, c.307-308 ].

Жан Кальвин (1509-1564) стоит на тех же позициях, что и Лютер. Он так же был убежден в том, что спасение единственно возможно через Слово Божье; любое представление о Боге, которое идет не от Библии, есть пустой продукт фантазии. Так же у Кальвина спасение достигается лишь посредством веры. Основными положениями кальвинизма являются предопределение и провидение. По Кальвину, Бог не только «имеет власть над естественными событиями, на также управляет сердцами людей, руководит их действиями таким образом, что они не могут действовать иначе, как по Его постановлению». Бог не создает всех в равных условиях, но предписывает одним вечную жизнь, другим – вечное проклятие. Искать причину такого решения абсурдно: она заключено в воле Бога.

Несомненно, ранняя Реформация наследовала основному движению Возрождения – его персоналистскому духу. Но не менее существенна и другая сторона проблемы. Реформация – не только продолжение Ренессанса, но и протест против него, порой отливающийся в фанатические формы антигуманизма и даже мизантропии.

Протестанская Реформация вызвала отклики в католицизме. Начиная с 40х годов XVI века, католики ведут борьбу за возвращение потерянных позиций – в Западной Европе начинается период Контрреформации. Передовым боевым отрядом католиков стал орден «Общество Иисусово» (иезуиты), основанные испанцем Игнатием Лойолой в 1534 году и составивший ядро инквизиции. Важное значение для реставрации схоластики в эпоху Ренессанса имело учение иезуита Франциско Суареса (1548-1617), представляющее переработанные труды Аристотеля и Фомы Аквинского [4, c.312-314 ].

Процесс преодоления средневековой схоластики в эпоху Возрождения осуществлялся двояко: с одной стороны – через пантеизм и гуманизм, с другой – путем Реформации. Оба течения отличаются друг от друга способом критики клерикализма, однако оба они выражают неизбежность гибели средневековой философии и идеологии, ее кризиса выступают образуют предпосылки создания основ философии Нового времени.

3.3 Социальные теории эпохи Возрождения

Поворот Ренессанса к человеку, освободившемуся от диктата теологии, был заметен и в области социальных и политических теорий. Новые концепции государства и права исходили из других предпосылок по сравнению со Средними веками: вместо одностороннего и однозначного религиозного объяснения они основывались на положении о естественном характере человека, на его земных интересах и потребностях.

С Никколо Макиавелли (1469-1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая философия Макиавелли носит научный и эмпирический характер, она основана на его собственном опыте и ставит своей задачей указать средства для достижения намеченных целей, независимо от того, признаются эти средства хорошими или дурными.

В конце XV - начале XVI вв. Италию потрясали постоянные войны, которые тормозили экономическое и культурное развитие общества. Италия была раздроблена на городские республики, князья соперничали между собой за власть, часто используя при этом аморальные средства, и не было силы, которая способна была бы объединить страну. Политическая ситуация является причиной кризиса моральных ценностей, нового видения политики.

Самое знаменитое произведение Макиавелли – «Государь» - было написано в 1513 году и посвящено Лоренцо Медичи. Цель трактата – раскрыть на основании опыта истории и современных для автора событий, как завоевывается княжеская власть, как она удерживается и как теряется. Образцом правителя для Макиавелли являлся Чезаре Борджа, которого «можно поставить в пример всем, кто достиг власти милостью судьбы и с помощью чужого оружия». Правитель не должен быть связанным какими-либо априорными схемами, правовыми предписаниями, религией или своим собственным словом. Он должен руководствоваться реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным: «Государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости». «Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность».

Следует заметить, что более крупное сочинение Макиавелли «Рассуждения» носит значительно более республиканский и либеральный характер, и не зная его, можно получить одностороннее представление о взглядах Макиавелли. Он восхищается Чезаре Борджа не за цели, которые он ставил, а только за искусство, с которым он их преследовал; политической мечтой Макиавелли была единая Италия. Эти два чувства – культ искусства достижения цели и патриотическая жажда единства Италии – жили в его уме бок о бок, нисколько не сливаясь друг с другом. «Государь» завершается страстным призывом освободить Италию из рук «варваров» [11, с.573-577; 12, с.311-316; 4, с.335-336; 9, с.45-50, 52 ].

В эпоху Возрождения возникали и социалистические представления об идеальном государстве. Часто эти идеи носили утопический характер, так как отражали объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества. Одним из наиболее значимых «утопистов» Возрождения был Томас Мор (1478-1535). Бессмертную славу Мору принесла его «Утопия», написанная в форме диалога. В первой части работы дается критика английского общественного устройства, во второй представляются устройство и жизнь на вымышленном острове Утопия. «Утопия» не представляла социальной программы для реализации, а посредством намеков постоянно указывала на социальные недуги и методы их лечения.

Ключевым пунктом «Утопии» является отсутствие частной собственности: «Я твердо убежден в том, что распределение средств равномерным и справедливым способом и благополучие в ходе людских дел возможно только с совершенным уничтожением частной собственности; но если она останется, то у наибольшей и наилучшей части человечества навсегда останется горькое и неизбежное бремя скорбей». Кроме того, в Утопии все граждане равны между собой. Жители Утопии занимаются сельским хозяйством и кустарными промыслами; работают не по принуждению в течение 6 часов в день. Такая организация делает всех граждан счастливыми: «Тут не существует неравномерного распределения продуктов, нет ни одного нуждающегося, ни одного нищего, и хотя никто ничего не имеет, тем не менее все богаты». Другие государства «представляются ни чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах».

Томас Мор является одним из основателей утопического социализма. Свои мечты о новом обществе он не считал неосуществимыми, хотя и осознавал трудности их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. «Утопия» - протест человека, измученного насилием несправедливого общества, который никогда не будет заглушен [12, c.316-319; 4, c.339-341; 1, c.101-102 ].

Жан Боден (1530-1596) был свободен как от крайностей реализма Макиавелли, так и от утопизма Мора. Он выразил в своих «Шести книгах о республике» (1576) потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн и объединить всех членов общества, связав их в единое целое. Но этот суверенитет не достижим методами, рекомендуемыми Макиавелли которые грешат имморализмом и атеизмом, его можно установить на справедливых началах, апеллируя к разуму и естественным законам. Государство у Бодена представляет собой содружество, фундаментом которого является семья, сохраняет общественное имущество, основывающееся на частной собственности. Боден признает имущественное неравенство в обществе как естественное и необходимое. Государство он определяет как правовую власть над социальными вопросами, власть, которой принадлежит решающая сила. Абсолютизм Бодена имеет точные объективные границы в виде этических норм (справедливости), законов природы и божественных законов, и эти пределы для него обязательны. Верховная власть, которая не уважает эти законы, уже не власть, а тирания.