Смекни!
smekni.com

Западноевропейское Просвещение XVII–XVIII вв (стр. 2 из 2)

Развеяв таким образом надежды просветителей, Руссо набрасывает впечатляющую общую картину пути, пройденного человечеством и перспектив его развития. В начале, по Руссо, существовало «естественное состояние» общества, когда люди были равны и свободны. «Способность к совершенствованию», заложенная в них, приводит к улучшению орудий и способов труда. На этой основе возникает частная собственность и неравенство людей, а затем для защиты частной собственности в результате договора между людьми и государством и вместе с ними политическое неравенство. Оно достигает высшей точки в деспотическом государстве, где все уравнены в бесправии перед лицом деспота.

Но, в конце - концов, сила бесправного большинства свергнет власть деспотов и ликвидирует неравенство. Люди заключат новый договор и создадут новое государство, в котором верховная власть будет принадлежать народу. Чтобы это произошло, люди должны быть соответствующим образом воспитаны. Так что воспитанию, которое должно строиться на развитии естественных задатков и способностей ребенка и исключать всякое насилие над его личностью, принадлежит решающая роль в формировании гражданина будущего общества и государства. Так Руссо, фактически возвращается к просветителям.

Однако не это привлекло внимание к его учению, а его вывод о том, что право народов на восстание против тиранов предписано самой природой и запечатлено в человеческом разуме. Именно этот вывод стал путеводной звездой для многих мыслителей и политиков разных стран и народов и до сих пор вдохновляет многих правдоискателей в хорошем смысле этого слова.

3. Немецкое Просвещение ХVIII в.

Подобно Франции в 70-е годы ХVIII в. широкое просветительское движение под названием «Бури и натиск» развернулось и в Германии. Сходное во многом с французским Просвещением оно имело свои национальные особенности. Если французские просветители были глубоко убеждены, что без сознательного вмешательства в исторический процесс победа нового общественного строя невозможна, то немецкие просветители возлагали большие надежды на естественный ход развития бытия и общественной жизни, в частности.

Большое влияние на формирование немецкого просвещения оказал Х. Вольф (1679 - 1754). Великий систематизатор философии Лейбница, он развил учение о всеобщей причинной обусловленности явлений природы. Каждая вещь в системе мироздания, считал Вольф, есть часть всеобщей гармонии мира и подчинена внешней, идущей от бога цели. Бог дал человеку душу и тем самым наделил его способности мыслить. Просвещенная монархия предписана человечеству самой природой, а значит и богом и запечатлена в человеческом разуме.

Движение «Бури и натиски» было неоднородным по своему составу. Его консервативное крыло представляли И.К. Лафатер (1741 - 1801) и Ф.Г.Якоби (1743 - 1819). Заслуга Лафатера в том, что он стремился рассматривать человека вне зависимости от сословной принадлежности как самодовлеющую сущность и ценность. Но свою физиогномику (учение о выражении характера и сути человека через строение и игру мышц лица) он строит на религиозных, а то и вообще на совершенно произвольных принципах. Якобы лишь в начале своей философской карьеры разделял идеи Просвещения, а затем отошел от него.

Наиболее влиятельными представителями демократического крыла «Бури натиска» были И.Г.Гердер (1744 - 1803) и И.В.Гете (1749 - 1832). Гердер, в особенности в зрелые годы защищал от нападок Якоби учение Спинозы. Различные формы действительности (неорганические вещества, растения, животные, человеческий разум) – это ступени единой лестницы все усложняющих органических сил. Опираясь на эти идеи прогресса в природе, он развивал учение о прогрессе в истории и о движении общества к гуманизму.

Гете, как и Гердер, стремится соединить материалистический пантеизм Спинозы с идей развития. Основным принципом диалектики, т.е. учения о развитии, по Гете, является признание принципа полярности и противоположности. Каждое явление имеет свою противоположность. Их взаимодействие приводит к возникновению третьего явления, которое стоит на более высокой ступени развития. Развитие идет через отрицание старого, эволюционным путем без заметных скачков. Его движущей силой является вечная жизненная сила – энтелехия. Гете открыл в человеке межчелюстную кость, относительно которой считалось, что она есть только у животных. Тем самым он дал науке весьма веский аргумент в пользу генетической связи между человеком и животными.

Главной движущей силой исторического процесса Гете считал деятельность и труд. Как и Гердер, он оптимистически смотрел в будущее. Он верил, что наступит время, когда исчезнут социальные конфликты. Но его оценки революционной борьбы народов за свои права были весьма неоднозначными. И, тем не менее, словами Фауста «Лишь тот достойный жизни и свободы, кто каждый день за них идет бой» ему удалось выразить одобрение этой борьбы.

Видным представителем революционного крыла «Бури и натиски» был Г.Форстер (1754 - 1794). Деспотизм абсолютных монархов он оценивал как грубое нарушение общественного договора. Поэтому восстание народов с целью свершения власти тиранов и восстановления справедливости, по Форстеру, предписано самой природой.


Литература:

1. Ламетри. Избранные философские произведения. М.Л.:1925.

2. Куданский Н. Избранные философские сочинения. – М.: 1937.

3. Локк Дж. Опыты о человеческом разуме. Избранные философские произведения, т.1. – М.: 1960.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук, т.1. Наука логики. -М.:1974.

5. Спенсер Г. Основные начала. СПб.: 1897.

6. Шпенглер О. Закон Европы, т.1.

7. Философия: курс лекций для студентов, магистров и аспирантов. В.Н. Чекер, Н.Н. Каськов. Луганск, 2003


[1] Ламетри. Избранные философские произведения. М.Л.:1925, с.265