Смекни!
smekni.com

Иммануил Кант (стр. 6 из 6)

Заключение

В «Критике чистого разума», в «Пролегоменах» идеалистическое понятие о сверхчувственном мире было отодвинуто на грань системы. И это вполне понятно. В этих трактатах объясняется возможность априорного теоретического знания в математике, в опытных науках и доказывается невозможность такого знания в «метафизике», в умозрительной философии, предмет которой - истинно сущее. Напротив, в «Критике практического разума» и в «Критике способности суждения» сверхчувственное выступает из глубины на первый план. Понятие о сверхчувственном мире - предпосылка этики Канта, его учения о нравственном законе, о свободе и о самоценности каждой человеческой личности. Понятие о сверхчувственном мире - предпосылка также и эстетики возвышенного у Канта. Чувство возвышенного прямо ведет нас, согласно Канту, к сознанию сверхчувственного. Именно этот ход мыслей сделал философию Канта исходной системой в развитии философии немецкого объективного идеализма. Это - то, что в философии Канта больше всего использовали и больше всего ценили Шеллинг и Гегель.

Обратим внимание также на то, что в системе кантовской философии не только критически ниспровергаются те или иные концепции, но и создаются взамен них концепции новые, представляемые как надежно обоснованные. Созидательные результаты «Критик», особенно двух последних, не менее значительны, нежели разрушительные. Если в первом из названных произведений притязания «чистого разума» сильно ограничены, то в «Критике практического разума» и в «Критике способности суждения» ему возвращается почти все ранее отобранное и сфера его эффективного функционирования очерчена весьма широко.

Познание - есть познавание эмпирически данного через априорные способности трансцендентального субъекта, и как познавание оно есть всегда получение нового знания о явлениях. Творческий акт - есть акт творения новых представлений. Так он проявляет себя как акт познания. Поэтому, согласно «Критике чистого разума» он не может быть творческим актом, как творением чего-то нового в процессе познания, а есть действие априорных знаний рассудка по отношению к чувственному многообразию посредством которых мы только и можем воспринимать предметы, данные нам в опыте. В основании этой возможности лежит трансцендентально-синтетическое единство апперцепции.

Прежде всего Кант приходит к выводу, что раскрытие понятий не дает настоящего познания, ибо не расширяет знаний, не добавляет к известному новых сведений.

Согласно Канту, всеобщность знаний не может быть выведена из опыта и не присутствует в опыте «если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть, безусловно, априорное суждение». Но любое знание нам может быть дано лишь посредством суждений, которые, в свою очередь, являются логическими формами рассудка. Следовательно, априорная всеобщность знаний является действием самого рассудка, о чем и указывает нам опыт.

Список литературы:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.

2. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М.: Наука, 1973. – 536с.

3. Булатов М.А. Немецкая классическая философия. Часть I. Кант. Фихте. Шеллинг. – К.: Стилос, 2003. – 322 с.

4. Вахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: опыт современного прочтения «критики чистого разума». – М.: «Наука», 1986 – 208с.

5. Виндельбанд В. От Канта до Ницше / Пер.с нем.под ред. А.И.Введенского. – М.: «КАНОН – пресс», «Кучково поле», 1998. – 496 с.

6. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: Учебник - М.: ИД «ФОРУМ»: Инфра – М, 2006. – 480с. – (Профессиональное образование).

7. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001. - 416 с, с илл. - (Библиотека истории и культуры).

8. Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарика, 2000. – 438 с.

9. Кант И. Критика чистого разума. //Сочинения в шести томах. Т.3, М., «Мысль», 1964.

10. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. – М.: Издательская группа «Прогресс» - «VIA», 1993 – 240с.

11. Нарский И.С. Кант. – М.: «Мысль», 1976, - 207с.

12. Немецкая классическая философия: учеб. / В.Н. Кузнецов. – 2 – е изд.,испр. и доп. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.

13. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М.: Наука, 1991. – 208с.

14. Основы философии: Учебное пособие для вузов / Рук. автор. колл. и отв. ред. Е.В.Попов. - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 1997, 320 с.

15. Основы философии: Учебное пособие для ВУЗов / Рук.автор.колл.отв.ред.Е.В.Попов. – М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 1997 – 320с.

16. Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978, - 189с.

17. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

18. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др.- 2-е изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1989 – 815с.

19. Эрист Кассирер. Жизнь и учение Канта. Санкт – Петербург, 1997. - 447с. – (Книга света).