Смекни!
smekni.com

Индивидуальность в философии и психологии (стр. 2 из 3)

2. Индивидуальность в психологии

В психологической науке понятие индивидуальности восходит к научным разработкам С.Л. Рубинштейна[4]. Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию.

Б.Г. Ананьев развивал идею комплексного подхода к изучению человека. Он отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека"[5]. И далее: "...индивидуальность может быть понята лишь как единство и взаимосвязь его свойств как индивидуальности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида". Применив аппарат точных наук, Б.Г. Ананьев и его сотрудники математизировали комплексный (многомерный и междисциплинарный) подход к индивидуальности человека и раскрыли влияние одних разноуровневых основ индивидуальности на другие.

Если С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев трактовали индивидуальность с позиции принципа аддитивности (совокупность, набор или симптомокомплекс свойств), то В.С. Мерлин, опираясь на положения теории систем, первым, пожалуй, стал широко употреблять понятие "интегральная индивидуальность". Он рассматривал интегральную индивидуальность как большую саморегулируемую и самоорганизующуюся систему, состоящую из разнопорядковых подсистем действительности. Главным в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлин считал поиск путей гармонизации разноуровневых свойств индивидуальности. На основе значительного экспериментального материала, полученного под его руководством, он пришел к выводу о том, что системообразующую функцию в согласовании разноуровневых свойств интегральной индивидуальности выполняет индивидуальный стиль деятельности[6].

В настоящее время специальную модель индивидуальности предлагает В.М. Русалов[7]. Он выделяет в ней два уровня: дифференциально-психофизиологический (низший уровень, представленный свойствами организма) и дифференциально-психологический (высший уровень, состоящий из личностных, индивидных и иных социокультурных образований). Темперамент В.М. Русалов относит к "той "территории", на которой наметилась "встреча" дифференциальной психофизиологии и дифференциальной психологии". Используя "метаязык" математики, В.М. Русалов убедительно показывает существование разновероятной (избирательно-стохастической) зависимости индивидуально-психологических свойств темперамента от общих свойств нервной системы, с одной стороны, и индивидуально-психологических личностных образований от психодинамических параметров индивидуальности,- с другой. Несмотря на пестроту подходов к пониманию теории интегральной индивидуальности, всех авторов объединяет стремление выделять и изучать в ней одноуровневые и многоуровневые связи и взаимоотношения. Одноуровневый аспект интегральной индивидуальности определяется совокупностью специфических функциональных инвариантов (взаимнооднозначные, устойчивые связи), многоуровневый - выражается в вероятностных связях разнопорядковых свойств индивидуальности.

Следовательно, системная характеристика индивидуальности "собрала" все познаваемые ее части в единое целое. С практической точки зрения это говорит о том, что раскрывая возрастной портрет индивидуальности, нельзя ограничиться перечислением всех составляющих ее переменных. Доминирующим должно стать изображение возрастных характеристик индивидуальности в плоскости взаимопроникновения всех частей целого человека.

Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация, индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят автономно, а взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и ее объектом и ее предметом.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных социальных слоев.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.


Заключение

Таким образом, задача формирования индивидуальности состоит не только в передаче знаний, как полагают многие, это еще и трансляция социального опыта, которая осуществляется в культуре.

Таким образом, понятие индивидуальности важно для философии, через него осмысляется преображение становящегося всеединства, в котором индивидуальность есть свидетельство бытия о себе как о совершенстве.

Структура индивидуальности обладает высокой степенью динамичности. Свойства, в нее входящие, могут находиться как в состоянии автономности, так и в состоянии субординационной зависимости.

Темперамент человека представляет собой частный случай автономной подсистемы индивидуальности. Если его структура в определенной степени изучена, то проблема взаимовлияния темперамента и деятельности находится в стадии начальной разработки.

В силу многообразия сфер человеческой жизни разработка прикладного аспекта теории индивидуальности требует новых проблемных экспериментальных исследований.

Человек-это с одной стороны, с другой стороны энергетическое существо, с третьей стороны существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела обуславливает возможность прямохождения, структура мозга - потенциальный развитый интеллект, строение рук - перспективу использования орудий труда и т.д., всеми этими возможностями оно отличается от детеныша животного. Человек как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психологическое генетически обусловлено и сформулировано. В понятии "индивид" выражено родовая принадлежность человека. "Индивид" - человек как единичное природное существо, представитель вида, носитель индивидуальных черт. Наиболее общие характеристики: - целостность психофизической организации; - устойчивость во взаимодействием с окружающим миром; - активность.

Появляясь на свет человек, становится личностью. "Индивид" - гипотетическое образование - набор наследственных черт. "Личность" - понятие социальное, на которую большое влияние имеет среда; тот же человек, но рассматриваемый как общественное существо.


Список литературы

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.

3. Белоус В. В. Психологические симптомо-комплексы и инварианты темперамента: Автореф. докт. дис. М., 1982.

4. Белоус В. В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.

5. Белоус В. В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопр. психол. 1991. № 2. С.102 - 106.

6. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

7. Гойя Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовых ситуациях: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

8. Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы философии. 1991. N 4.

9. Елкина В. Н., Загоруйко Н. Г., Новоселов Ю. А. Математические методы агроинформатики. Новосибирск, 1987.

10. Ильенков Э.В. Что же такое индивидуальность? // Философия и культура. М.,1991.

11. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990.

12. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.

13. Наймите А. Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1991.

14. Орлинкова Н. В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельности: Автореф. канд. дис. Тбилиси, 1988.