Смекни!
smekni.com

История политических и правовых учений (стр. 10 из 11)

Введение системы индустриализма не потребует коренной ломки традиционных государственно-правовых норм. Сохранялся институт монарха, правительство и представительные учреждения. Но вся полнота светской власти сконцентрируется в новом парламенте - Совете промышленников. Сен-Симон не посягал на устои частной собственности. Превосходство индустриализма над буржуазным обществом он видел в том, что новая система превратит страну в единую, централизованно-управляемую промышленную ассоциацию, которая будет жить по разумно составленному плану комбинированной производственной деятельности.

8. Назовите характерные черты позитивной философии О.Конта.

ОТВЕТ: О. Конт отвергал все попытки философии постичь сущность вещей и провозглашал главной задачей философии ответы на вопросы, как возникают и протекают те или иные явления, а не какова их природа. "Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Согласно Конту, вся история развития мышления может быть представлена в трех стадиях: теологической, метафизической и позитивной.

В отличие от Сен-Симона, Конт в своих политических взглядах придерживался консервативно-охранительной позиции. Выход из морального и политического кризиса общества он видел в обнаружении таких положительных научных истин, которые окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. Наукократическая вера в самодовлеющую преобразующую силу научного знания получает у Конта умеренно реформистское звучание. Конт провозглашает "порядок и прогресс", социальную солидарность, социократию как идеал общественно-политического устройства, при котором управление осуществляется наиболее подходящими для этого людьми: банкирами, промышленниками, священниками.

Контовское представление о праве исходит из идеи о том, что подчиненность нравственных и общественных явлений неизменным законам не противоречит свободе человека. Истинная свобода состоит в возможно беспрепятственном следовании познанным законам, соответствующим данному явлению. Все человеческие права с общего согласия разумных и честных людей должны быть упразднены, а за человеком следует признать только право исполнять свой долг.


9. Что включает понятие общественно-экономической формации?

ОТВЕТ: Согласно К.Марксу общественно-экономическая формация включает в себя две несамостоятельные сферы социальной жизни – государство (доминирующий фактор) и право (вторичный по отношению к деятельности и социальной роли государства).

10. Что, по мнению Маркса и Энгельса, входит в понятие базиса и надстройки, какие отношения существуют между ними?

ОТВЕТ: Суть историко-материалистического подхода к государству и праву состоит в понимании этих образований в качестве надстроечных по отношению к экономической структуре общества. Уподобление государства и права надстройке - исследовательский прием, призванный доказать наличие того факта, что данные явления коренятся в "материальных жизненных отношениях", опираются на "реальный базис" и в своём бытие зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму. Конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий марксизм видит в экономическом развитии общества,

Наряду с отмеченными отношениями детерминации политико-юридические институты связывают с экономической структурой и зависимость соответствия. Объясняя развитие всякой общественной формации исключительно производственными отношениями, Маркс Энгельс постоянно прослеживают соответствующие, этим производственным отношениям надстройки. Это соответствие носит форму своеобразного повторения в надстройке некоторой суммы признаков, композиции, ритмов движения, присущих базису и "транслируемых" им "наверх". Однако выявленный параллелизм не стирает специфики каждого из этих явлений.

Марксизм утверждает, что базис первичен, и это - закон. Однако даже в границах одной общественно-экономической формации воздействие производственных отношений на государственный строй осуществляется на ее начальных этапах иначе, чем тогда, когда она клонится к закату.„Один и тот же экономический базис в ходе исторического развития обнаруживает в своем проявлении бесконечные вариации и градации.

11. Какой смысл вкладывали Маркс и Энгельс в понятие диктатура пролетариата?

ОТВЕТ: Фундаментальный характер идеи диктатуры пролетариата в общей системе марксистских воззрений на государство и право усматривается, прежде всего, из такой ее формулы: "Государство - организация для систематического насилия одного класса над другим (одной части населения над другой)". При этом Маркс и Энгельс отмечали, что пролетариат очень заинтересован в создании обстановки, которая позволяет этой классовой борьбе "проходить через свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем". В высказываниях о предпочтительности мирной, легальной революции у тезисе о неизбежности насилия нет противоречия. Насилие может выражаться как в прямой, физической форме, так и в более мягких (нередко официально санкционированных) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг и др.

12. Кто из мыслителей утверждал, что правовая норма - это приказ суверена?

ОТВЕТ: английский правовед Джон Остин (1790-1859).


13. Кто из мыслителей считал, что общество развивается по законам живой природы и уподоблял государство живому организму?

ОТВЕТ: Рудольф фон Иеринг (1818-1892) , Герберт Спенсер (1820-1903).

14. Кто из мыслителей видел причину возникновения государства в насилии?

ОТВЕТ: Л. Гумплович (1838-1909), Е. Дюринг (1833-1921), К. Каутский (1854-1938)

15. Какой смысл вкладывал в понятие "основной нормы" Кельзен?

ОТВЕТ: Согласно теории Кельзена, универсальным логическим предположением (и оправданием) значимости позитивного права, "его обязательности и действенности", является так называемая "основная норма". Эта норма призвана вводить все официальные действия должностных лиц в контекст правопорядка.

16. Кто из мыслителей выдвинул идею социальной солидарности?

ОТВЕТ: французский юрист Леон Дюги (1859-1928)


17. Кто из русских мыслителей 19 в. считал самодержавие для России благом, а кто - злом?

ОТВЕТ: К.Д.Кавелин, П.И.Пестель и Б.Н.Чичерин считали самодержавие в России злом.

Ратовали за самодержавие в России Н.М.Муравьев, В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П. Огарев, Т.Н.Грановский, П.В.Анненков.

18. В чем заключается содержание идей кейнсианства?

ОТВЕТ: Ведущим течением в неолиберализме первой половины и середины XX в. выступали кейнсианство. Его основателем был английский экономист Джин Мсйнард Кейнс (1883—1946), получивший мировую известность после выхода своей книги "Общая теория занятости, процента и денег".

Хотя Кейнс не занимался специально проблемами государства и права, разработанная им программа оказала непосредственное влияние на политическую практику и законодательство. После Второй мировой войны во многих странах Западной Европы были проведены реформы, нацеленные на предотвращение кризисов в экономике, повышение уровня занятости населения и потребительского спроса (совокупность таких мероприятий неолибералы называют "кейнсианской революцией на Западе", противопоставляя ей коммунистические революции в странах Восточной Европы). Кейнсианский принцип стимулирования занятости как постоянной функции государства закреплен в Конституции Нидерландов 1983 г., в законодательных актах других высокоразвитых стран.

Распространение идей кейнсианства достигло пика в 50-60-е гг. Они получили развитие в концепциях постиндустриального общества (Дж.Гэлбрейт), стадий экономического роста (В. Ростоу), государства благоденствия (Г. Мюрдаль) и др.


19. Какие привлекательные стороны содержит теория демократического социализма?

ОТВЕТ: Теория демократического социализма, окончательно сформировавшаяся после Второй мировой войны, стала официальной теорией многих социалистических и социал-демократических партий мира.

Процессы, характерные для первых десятилетий послевоенного развития западноевропейского общества, послужили питательной средой для дальнейшей разработки теории и определили ее достаточно широкое и, что не менее важно, достаточно стабильное влияние. Именно в этот период наряду с совершенствованием политических институтов демократии набирает силу тенденция к ее социализации. В первых послевоенных Конституциях (Франции 1946 г., Италии 1947 г., ФРГ 1949 г.) наряду с основными политическими правами граждан провозглашается и ряд важных социальных прав (на труд, отдых, социальное обеспечение, образование и др.). Возрастает социальная роль государства в результате значительной активизации его экономических и социальных функций. Государство во все возрастающей степени начинает обслуживать общесоциальные потребности развития, достигнутые или могущие быть достигнутыми в результате научно-технического прогресса современности. Большинство населения, некогда считавшееся только объектом подавления, становится и объектом государственной защиты и поддержки. Повлияло также усложнение политической организации современного общества. Все это дало объективную основу для поиска моделей социализма как "улучшенного капитализма" или "гуманного социализма".