Смекни!
smekni.com

История философии (стр. 14 из 19)

34. Проблема власти. Роль государства в общественной жизни

Идея власти: Ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил. Ему необходимы законы, так как Вольтер считает, что благо общества является единственной мерой нравственного добра и зла, и удержать человека от совершения антиобщественных поступков может только боязнь кары законов. Религия выполняет ту же функцию.

Фома – человек общественный и требует гегемона. Поэтому возникает необходимость в том, что бы кто-нибудь руководил обществом и вел его к цели. Таким именно руководителем и является государство. Аквинат, сравнивая это последнее с рулевым, а человеческое сообщество с кораблем.

Даже в обществе, где возникают социальные конфликты, находятся объективные общие интересы, цели, требующие совместных усилий, направленных на поддержание единства противоположностей. Политика состоит в том, чтобы их найти.

Власть – форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов. Управление обществом. Авторитет, традиция, насилие, сила, закон. Власть экономическая, политическая, государственная, семейная.

Править должны лучшие люди страны – вечное убеждение, знающие добро и зло. «Паси овец моих». Власть должна быть освещена.

Самоопределение власти – закон, право. Объявление права на руководство и декларирует эти права либо с согласия народа, либо без. Государство – действует по праву, по своду законов. Должно быть гарантом выполнения этих законов.

Отношения руководства и подчинения. Отдаленная от общества сила, воплощение воли – немощность детей оборачивается властью родителей. Ответственность за детей и умение прослушать к разговорам взрослых. Макс Вебер – власть либо действует вопреки воле народа, либо по воле народа. Власть выборная, военная-насильственная, традиционно-родовая. Демократическая и личностная. Религиозная власть – монархия, церковь. Власть существует на правах субординации – иерархия подчинения. Многоуровневая структура. Бюрократическая организация – в связи с увеличением функций общества. Каждый отдел приспосабливается к различным проблемам общества. Принцип разделения властей – законодательная, судебная, исполнительная /Баланс властей в демократическом обществе – законод, исп и судебной. – стабильность общества/. Различные институты – государственные, муниципальные, областные, общественные, хозяйственные.

Государственный аппарат: Политики – группа людей, исполнение государственных социальных функций - выделяет их в особого рода государственных профессионалов-чиновников. Власть отделяется от общества и возвышается над ним. Власть всегда консервативна – опирается на традиции. В особенности монархическая. Отсюда – всегдашнее опасение перед деформацией власти.

Политическая демократическая – представление интересов класса, соц группы – потребности индивидов, передающих право властвовать.

Средства – закон, правовые акты, конституция, административные акты.

Доминирует в обществе государственная власть – основной объект политической борьбы. Идеологическое воздействие, запреты и нормы экономики. Монополия на принуждение. Спец аппарат принуждения. Отклонение от норм поведения – наказание.

Цель – формирование правового государства.

Тип государства различен и обладает массой различных характеристик. Зависимость от традиций и условий природы и нации. Государства – рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Государство – унитарные, федеральные (юрид самостоятельность), конфедеральные.

Функции государства – защита и охрана, поддержка экономич сектора и капитала, регулирование социальных отношений, идеология /борьба с ересью, культурная революция (возникновение культурного стиля и искусства как такового). И внедрение новых обычаев – политика государства в области культуры (Петр, Никопай). Сознательное формирование правил общественного поведения/, взаимодействие с внешним миром, научные технологии, воспроизводство нации – бытовые условия, воспитание, образование, культура, поддержка семьи, борьба с природными стихиями, защита от катастроф.

Хозяйственные функции: располагая крупными финансовыми запасами, золотом, оно вкладывает деньги в развитие новейших технологий, приисков, крупных предприятий, банков. Все, что требует крупных капиталовложений и гарантирует мировой авторитет государству.

Государство осуществляет интеграционные процессы – посольства и т.д. Международные соглашения, внешняя политика.

Но: государство не вмешивается в личную жизнь. Надо только определить границы. Государство определяет права и обязанности - и в этих рамках действует.

Деятельность государства должна осуществляться по долгосрочным программам, включающим массу задач, стихийные вещи возможны, но должны покрываться общими усилиями политиков.

Платон: История общества есть история смены форм государства:

1) "династия", такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писанных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

2) "аристократия" т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое,

3) Демократия - такое состояние государства и общества, которое может быть названо "идеальным",

Идеальное государство Платона - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ. Есть люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. ФИЛОСОФЫ – ОБЩАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ВСЕ НА БЛАГО – Инквизитор. Другим свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Третьи лишены всех этих качеств - они должны заниматься ремеслом, пахать землю, торговать, обеспечивать общество материальными благами. Это ремесленники и земледельцы. По убеждению Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей.

В отличии от Платона, Аристотель подчеркивал, что существует разница между обществом и государством. По его мнению, существуют различные формы объединения людей: семья, поселения, государство.

Основой государства является особый тип социальных отношений - отношения господства и подчинения, которые определяются Аристотелем как отношения политические. Государство, таким образом, связано с осуществлением политических полномочий, полномочий "господства", власти. ГОСУДАРСТВО - ЕСТЬ НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ.

По мнению Аристотеля, существовало три вида "правильных" форм правления в государстве: монархия, где власть принадлежит наследственному правителю, аристократия, где властвуют лучшие, демократия, где власть осуществляется гражданами государства. Однако, по убеждению Аристотеля, недостаток этих "правильных" форм государственного устройства состоит в том, что они имеют тенденцию вырождаться в "неправильные" формы, где царят порок и злоупотребления: монархия может выродиться в тиранию, аристократия - в олигархию (власть немногих, подчиняющих свои интересам общие интересы), демократия - в охлократию (власть толпы, невежественной и темной). Поэтому он выдвигал идею формирования "смешанного государства", счастливо сочетающего достоинства демократии, аристократии и монархии. Аристотель называл эту форму государства "политией".