Смекни!
smekni.com

Культура и цивилизация, их сущность. Запад, восток и Россия в диалоге культур (стр. 2 из 3)

Восточный тип цивилизации базируется на культурах Древней Индии, Древнего Китая, Вавилона, Древнего Египта и мусульманского мира. Восточное восприятие мира характеризовалось доминированием нравственно-волевой установки на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием, отсутствием разделения мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Отсюда, восточная специфика, отрицающая индивидуалистическое начало и ориентирующая на коллективизм, установка на адаптацию индивида к сложившейся социальной среде, а не ее изменение, позиция невмешательства в течение природных процессов. Эти особенности определили специфику политического, экономического устройства жизни восточного мира. Ему чужд дух демократии, гражданского общества, автономия, свобода, достоинство человека.

Что же касается культурного развития России, то для нее характерен напряженный поиск своего места в мире. Об этом свидетельствуют альтернативные концепции «западников» и «славянофилов» с их установками на западный путь развития российского общества и на самобытный, основанный на «соборности», «общем деле» и «традиции».

Существует и такое понимание культурного типа России, как евразийство. Это концепция социокультурного развития России возникла в начале 20-х годов ХХ века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться в происшедших потрясениях и определить пути дальнейшего развития России. Они учитывали влияние на российскую культуру и западное (реформы Петра I) и восточное (татаро-монгольское иго) и византийское (в период Киевской Руси), которые синтезировались в единство. Также отмечали важную роль азиатского элемента, который проявился в организации централистско–деспотического, самодержавного государства, подчинение человека обществу и государству, правовой нигилизм, стремление к экспансии, установка на коллективность, склонность к насилию и доброте, широта души и вольность.

Темы поднятые российскими философами о судьбе России продолжают обсуждаться и сегодня, когда наступил кризис всех сфер российской общественной жизни. Возможно, этот разговор принесет свои положительные результаты, поможет раскрыть внутренний потенциал, российской культуры, который позволит выйти человечеству на новый этап своего развития.

Глобальные проблемы современности и перспективы развития человечества. Учение о ноосфере

Последнее столетие всемирной истории ознаменовалось бурным развитием науки, техники, производства, созданием транснациональных корпораций, глобальной информационной сети Интернет (с. 9), расширением сферы торговли так, что она соединила практически все страны мира в единый рынок. Трансформация мира в единое целое во многом произошла и в сфере науки, культуры, политики. То есть, если раньше мир представлял собой совокупность автономно развивающихся стран, цивилизаций, которые сталкиваясь со своими проблемами могли решать их на локальном или региональном уровне, то теперь в результате процессов глобализации всех сфер жизни общества и образования мирового сообщества как целостного единства, человечество встало перед необходимостью решать глобальные проблемы.

Понятие «глобальные проблемы современности» получило распространение в конце 60-х – начале 70-х годов. Термин «глобальный» происходит от латинского слова globus – земной шар, следовательно, глобальные проблемы – это проблему общие для жителей всей планеты, независимо от того, в какой части ее они находятся. Их общие черты заключаются в том, что они затрагивают интересы каждого человека, государства, региона и человечества в целом, являются мощным объективным фактором мирового экономического и социального развития. Решение глобальных проблем предполагает объединение усилий практически всех государств мира, всего мирового сообщества, а их нерешенность грозит катастрофическими последствиями для всего человечества. Отличие глобальных проблем, например, от региональных или локальных, еще и в том, что они формируются как бы исподволь, достаточно длительное время и не всегда сразу себя обнаруживают. Причем все они находятся в очень сложной взаимозависимости, что решение одной, предполагает учет влияния на нее других проблем.

Для того, что бы определить степень широты и актуальности той или иной проблемы, соотнести ее с другими, проводят их классификации. Как правило, речь идет о выделении трех больших групп проблем:

1) связанные с отношениями между разными государствами (интерсоциальные) – проблемы войны и мира, установление нового международного экономического порядка;

2)возникающие в результате взаимодействия общества и природы: энергетическая, экологическая (с. 11), сырьевых ресурсов, освоения Мирового океана и космического пространства;

3) связанные с системой «человек-общество»: демографическая, здравоохранения, образования и др.

Рассмотрим кратко наиболее важные проблемы. Глобальная проблема войны и мира приняла наиболее острые формы с созданием ядерного оружия и повлекла за собой кардинальные изменения во всех сферах человеческой жизни: в политике, экономике, в образе мышления, в расстановке сил на международной арене, поскольку возникла реальная угроза уничтожения всего человечества. Расчеты показали, что при взрыве несколько ядерных зарядов возникнет состояние, которое назвали «ядерной зимой», когда тучи пыли и дыма закроют Солнце, резко нарушив тепловой баланс планеты, что приведет к гибели биосферы. Важно и то, что последствия облучения отражаются на будущих поколениях увеличением риска злокачественных заболеваний, получения инвалидности и т.д. Также в результате милитаризации общества, гонки вооружений и военных конфликтов значительно ускоряются проблемы окружающей среды.

В качестве другой глобальной проблемы выступает проблема охраны окружающей среды или экологическая проблема. Термин «экология» был введен в оборот в XIX веке немецким биологом Э. Геккелем (с. 70) для обозначения всего внешнего по отношению к человеческому телу. Суть экологической проблемы состоит в том, что человек, в отличие о всего остального живого, не связан жестко, с условиями окружающей природной среды, что и породило его определенную безответственность по отношению к ней и потребительские настроения. Человек так расширил масштабы своей неразумной деятельности, что в ХХ веке пришел к экологическому кризису, что может катастрофически сказаться на состоянии климата, качестве атмосферы, водном балансе Земли. То есть перед человечеством остро встала проблема приведения в соответствие воздействий на природу с возможностями биосферы или необходимость экологически оправданного природопользования.

В третьей группе глобальных проблем, связанных с системой «человек-общество» важное место отводится демографической проблеме, суть которой в том, что во многих частях мира население растет темпами, которые не могут подкрепляться имеющимися природными ресурсами, обеспечением продовольствием, жильем, охраной здоровья и т.п. В первую очередь это касается развивающихся стран, на которые приходится более девяти десятых прироста мирового населения.

Современные демографические процессы определяются во многом глобальным «демографическим взрывом», который наступил после второй мировой войны. Так, согласно демографическим прогнозам, увеличение населения в мире должно было произойти с 4,8 млрд. человек в 1985 г. до 6,1 млрд. человек к 2000 году и до 8,2 млрд. человек в 2025 году. (См. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. – М.: 1989. –С.398). Эти обстоятельства подталкивают ученых к поиску путей получение продуктов питания нетрадиционными методами и, в частности, искусственных, на основе моделирования и промышленного воспроизведения процессов биосинтеза из неорганических элементов.

Демографическая проблема также стоит и перед развитыми странами, но совершенно в ином ракурсе. Здесь происходит рост численности людей преклонного возраста, одновременно со снижением рождаемости, не обеспечивающим даже простое воспроизводство населения. Эти проблемы сопряжены с трудностями, касающимися национальных интересов, осуществления социальных программ, пенсионного обеспечения и т.п.

Преодоление глобальных проблем – дело не только сложное, но и не имеющее однозначных ответов для их решения.

В 1968 году по инициативе итальянского экономиста Аурелио Печчеи был создан Римский клуб, куда вошли представители 25 стран, среди которых философы, экономисты, социологи. Цель этой организации – разработка альтернативных путей развития цивилизации, создание моделей человеческого общества на отдаленную перспективу.

В докладах Римскому клубу ученые указывают такие важные моменты, необходимые для дальнейшего успешного развития мирового сообщества, как установление гармонии отношений между народами, нациями, отдельными людьми, также установление гармонии отношений с природой на основе разумного использования энергии, сырья, продовольствия. В социально-экономической политике учитывать задачи охраны окружающей среды. Важная роль отводится моральному совершенствованию людей. В качестве необходимого условия установления «единого мирового порядка», «согласованно-свободного предпринимательства», сохраняющего «динамизм частной инициативы» указывается способность каждого ставить интересы частных владельцев «на службу общей цели» (Ласло Э. Цели для человечества. Нью-Йорк, 1977). В этой связи интересно мнение американского футуролога Дж. Нэсбитта, который считает, что гуманистическое понимание будущего произойдет не столько вследствие научно-технического прогресса, сколько благодаря расширяющемуся пониманию того, что означает быть человеком. (Нэсбитт Дж. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год 2000. –М.: 1990. –С.342).