Смекни!
smekni.com

Предметное и методологическое познание (стр. 4 из 4)

Методологическая теория имеет структуру, аналогичную ране рассмотренной, применительно к теории вообще, и включает не которую совокупность взаимоувязанных частных методологических методов, применяемых по отношению к методам теориям тех или иных наук, выступающим в качестве объекта методологии.

Примером методологической теории, возникшей в довольно широкой предметной области, а именно в области технических наук, является теория принятия технических решений.

Результатами наиболее глубокого развития методологических теорий является возникновение метатеорий.

Метатеория - теория, анализирующая структуру, методы и свойства другой, так называемой содержательной теории.

3. Роль методологии в развитии познания

Развитие методологических наук на стадии прикладного познания приводит к возникновению методологий тех или иных предметных облас­тей, а на стадии философского познания - к развитию всеобщей методоло­гии научного познания.

Методология образуется той частью науки, которая представляет собой учение о способах системного познания окружающего мира, и в этом смысле представляет науку о науке данной предметной области. Как систе­ма знаний, методология обеспечивает анализ имеющихся и возникающих методов и теорий предметных наук, выявление закономерностей их по­строения и разработку методологических выводов и рекомендаций по раз­витию методов и теорий соответствующей предметной области, а также по их практическому использованию. Исследователь (разработчик) для дости­жения поставленных целей, руководствуясь методологией, которая может включать как ранее известные элементы, так и вновь предлагаемые, и, как правило, сочетая процессы исследования с процессами разработки, добива­ется той или иной организации знаний в виде совокупности избираемых известных, а также вновь предлагаемых элементов научно-методического аппарата. Совокупность таких элементов, приобретающая (в их логической взаимосвязи и взаимообусловленности) в простейшем случае форму част­ного либо более или менее общего метода решения конкретной научной за­дачи, а в более сложных случаях - форму теории, выступают в качестве ин­струмента, с помощью которого выполняется исследование (разработка), а конкретный способ проведения исследования (разработки) находит выра­жение в той или иной методике.

Методика исследования (разработки) представляет собой выбран­ную исследователем (разработчиком) совокупность взаимоувязанных эле­ментов (методов, приёмов, операций, средств, более элементарных мето­дик) известного и предлагаемого научно-методического аппарата, приме­няемых в определенной логической последовательности в ходе проведения исследования (разработки) или его составной части, имеющей относитель­но самостоятельное значение (например, методика эксперимента), для решения конкретной научной задачи или научной проблемы.

Возникающие и диалектически развивающиеся методологические науки и учения философского уровня, посягающие на роль всеобщей мето­дологии научного познания, интегрируются с философскими предметными, науками и учениями в единую систему знаний (см. рис.2) - философию. Противоречия в знаниях различных философских наук и учений служат неиссякаемым источником дальнейшего совершенствования философии, ко­торая на протяжении своего многовекового развития выступала как всеобъ­емлющая наука о науках.

Конечная цель развития научных знаний - обеспечение исследова­тельской деятельности в науке и практике соответствующей предметной области в интересах наиболее эффективного решения возникающих науч­ных и практических задач.

Что же касается искусства, которое в донаучный период проявлялось на низшем уровне как индивидуальное умение приспосабливаться к ситуа­ции, то оно по мере развития науки все более превращается в умение спе­циалиста приспособить схему действий, даваемую наукой (теорией, мето­дологией или философией) для типовой ситуации, к условиям конкретной обстановки. За счёт этого сфера применения науки в рассматриваемой предметной области расширяется (более искусным становится тот, кто в большей степени опирается на достижения науки), а сфера искусства соот­ветственно всё более сокращается. Наука и в дальнейшем отвоёвывает у искусства всё более новые позиции, и в пределе этот процесс ведет к пол­ному господству науки и постепенному вытеснению или даже к отмиранию искусства в конкретно рассматриваемой предметной области. Однако, выесняясь, а в ряде случаев и полностью отмирая в данной предметной об­ласти, искусство не исчезает в целом, так как постоянно находит в окру­жающем нас поистине необъятном для познания мире всё более новые об­ласти приложения и тем самым открывает новые горизонты для науки.