Смекни!
smekni.com

Проблема начала в "Науке логики" Г.В.Ф.Гегеля. (стр. 3 из 5)

Б:1) "истинноемысленноеопределениенепротиворечиво" -вот "камень преткновения" всей предыдущей мыслительной деятельности.Гегелем было осуществлено доказательство, что противоречие - "душа" истинного мысленного определения и преодоление противоречия - его необходимый момент.И, что именно такое мысленное определение может выразитьсуть любой вещи и то, что имеет безконечное содержание. Те мысленные определения, которые рассматривал Кант и, с помощью которых он рассматривал, были конечны. Но это не повод для горького разочарования в самом разуме. Дело в том, что определение определению рознь.Оно м.б. конечным определением - т.е. рассудочнымили безконечным определением-разумным. Конечность самого взгляда на определения мысли, до Гегеля, выражена в том мнении,что мысленные определения это только понятия,а суждение и умозаключениеесть средства. Но Гегелемвпервыебыло положено в необходимости,что мысленное определениевсвоей действительности естьи суждение,иумозаключение."Умозаключениеоказалось восстановлением понятия в суждении и, стало быть, единством и истиной обоих."([1]с.608)Разумное суждениедолжно включать в себя оба противоположных друг другу рассудочных суждения,образовывать единое суждение,т.е.браться не вотдельностиодноотдругого,не противопоставляться, а должно быть понимание того,что эти два суть одно определение,но еще в не совсем развитой форме, следовательно, надо не останавливаться на этом моменте,а выразить ихединствово всеобщемумозаключении,которое будет тем,что это единство будет положено,как особенное, какоднопонятие,котороебудетиметь предыдущиедва определенияиотношениемеждуними,каксвое конкретное содержание.Этопорожденноеразумнымумозаключением понятиеиестьбезконечноемысленноеопределение,в нем и м.б.выражена суть и "вещи всебе",итого,что обладаетбезконечным содержанием. Необходимаясвязь понятия,какконечного мысленного определения, с его развитой безконечной формой, суждением, - положена.

Посылка Б:1)"истинноемысленноеопределениене противоречиво" становиться "истинное мысленное определение противоречиво"

Б`:1) "истинное мысленное определение противоречиво"2) "безконечный предмет выразим только в противоречивыхмысленных определениях" => 3) "безконечный предмет выразим в разумном мысленномопределении"

Любая "вещь в себе" безконечна,а не только Природа, Душа, Бог и, следовательно, выразима в мысленных определениях и если мышлению эти предметы доступны, то познаваемы, а, т.к. если онидоступны,то доступныоничерезвсе те же мысленные определения,то необходимо прояснить каким образом онистановятсявыраженнымивсубъективных мысленных определенияхикак связано с этим субъективное познание, т.е. Надо разрешить поставленную выше проблемуотношение мысленных определений и абсолютного.

Результат, выявления этого отношения Гегелем, есть весь текст "Науки логики" и оказался "прост, как все гениальное" - мысленные определения и есть суть, сама Истина! Ни "вещи в себе", ни чего-то обладающего безконечным содержанием вне мысленных определений - нет. Есть Абсолютная Идея сама себе дающая определения.Субъективное, абстрактное мысленное определение восходит к конкретномумысленному определению, чтоесть движениеот одного к другому всех разумных умозаключенийнауки логики, но, что на самом деле, по Гегелю, не субъективное, а абсолютное.Это восхождение вырастает из снятия противоположности между субъективностью и объективностьюв процессепознанияв мысленных определениях.Мысленное определениеестьнечто третье, отличное от субъективности и объективности,движущаяся к себесамой АбсолютнаяИдея, вернееисубъективностьи объективность,как отдельные, есть иллюзиявсубъекте, которая и преодолевается в процессе познания. От Абсолютной Идеи, которая конкретна в себе, до Абсолютной Идеи конкретной для себя.

Как получился столь удивительный вывод? Надо рассмотреть на каком основании, Гегелем, полагается, что мысленное определение и есть Истина, Абсолютное.

Это умозаключение "абсолютное есть мысленное определение" получено из двух посылок, суждений. По сути это продолжение кантовского взгляда: "В мысленных определениях выразимы лишь явления", но только преодоленного в плане, что и суть вещи и безконечное содержание, так же, выразимы, а они - и есть абсолютное, так считается.

а) "Познаваемо только выраженное мысленное определение" - это суждение развитие кантовской предпосылки "я познаю только выражая мысленные определения", получившийся в "Критике чистого разума".Причина согласия Гегеля с этим указывалась выше.

б) "Абсолютное познаваемо" - следует из того, что абсолютное и есть суть вещи - это гегелевское положение, а суть и безконечное содержание выразимо в разумном мысленном определении - это преодоление Гегелем рассудочного момента мышления, а, что выразилось в мысленном определении, то и познано.

Результат умозаключения из а) и б) - "абсолютное есть мысленное определение", по Гегелю, данное умозаключение это есть самое первое возможное умозаключение - умозаключение наличного бытия. А, следовательно, как абсолютное умозаключение, оно еще не состоялось.Самое развитое умозаключение, в котором абсолютно явлена необходимость - дизъюнктивное, т.е. из а) и б) следует: "абсолютное, познаваемое только в мысленных определениях, есть мысленное определение".

Это умозаключение истинно, необходимо при условии истинности и необходимости посылок. В каждой посылке должна быть явлена ее необходимость.

Необходимо положить необходимость кантовской предпосылке "я познаю только выражая мысленные определения". В дизъюнктивной форме, по Гегелю, это умозаключение, т.е. Необходимым, будет при:

1) "познание есть выражение мысленных определений, есть другое"2) "познания другим способом нет" => 3) "познание есть только в мысленных определениях".

Вывод необходим и истинен, если посылки доказаны. Суждение 2) - не обоснованное мнение, опирающееся лишь на отсутствие в личном опыте использования не вербального способа познания, доказательства нет.Посылка а), следовательно, еще требует доказательства.

А так же, посылка "Абсолютное познаваемо" слагается из доказательства необходимости своих посылок:

"Абсолютное, истина есть суть и безконечное содержание" - доказательство этого у Гегеля нигде, мной, не обнаружено. Но эти слова используются как синонимы.

"Выраженное есть познанное" - это развитие той предпосылки, что мышление осуществляется посредством слов, по другому мышление, даже, не мыслится. "Движение вчистойстихии мышления", понимается в действительности, как движение в стихии языка."Формы мысли выявляются и отлагаются прежде всего в человеческом языке.... Во все, что для человека становиться чем-то внутренним,вообще представлением, во все, что он делает своим,проник язык, а все то, что он превращает в язык и выражает в языке,содержит,в скрытом ли, спутанном или болееразработанномвиде,некоторую категорию; в такой мере естественнодлянегологическое, или,правильнее сказать, последнее есть сама присущая ему природа." ([1] с.22) "Мы мыслим посредством имен" ([2] с.302 т.3) Обоснования эта позиция не имеет, следовательно доказательство еще требуется.

Итог - мысленное определение, причем в своей целостности, материального субстрата и смысла, - есть Абсолютная Идея, само Абсолютное, еще требует доказательства.

4) Абсолют - слово.

Мысленное определение имеетсмысловоесодержаниеи материальный субстрат - слово:в буквах или звуках,пока здесь это положение как данность.Следовательно,в положении"абсолютноеестьмысленное определение"явно, чтоберетсянематериальнаясторона,тогда необходимо познать отношение м.ж.смыслом и материальным субстратом, и выявитьболееконкретноотношением.ж.абсолютным и смысловым содержанием, и абсолютным и материальным субстратом.

Если не отделить абсолютное от словесного бытия,то при положении "абсолютноеестьмысленное определение" получается,что сами слова "Абсолютная Идея" и есть животворящий Дух.Из того,чтоотмечалось выше "так как дух есть по своей сущности сознание, то это знание себя есть основное определение егодействительности."([1]с.28)- из этого не явствует, что это "знание себя" есть словесное знание.

Суть ошибки в том, что мысленные определения не отличают от самой идеи, или содержания мысленного определения, т.е. от того, что получило свое выражение в этом мысленным определении. Ошибка состоит в путанице между мыслью, как тем, что составляет знание, и ее выражением. Мысль не существует вне мысленных определений, но эти два не одно и тоже, их отношение поэтому надо установить. Слово, как речевой акт, есть порождение субъекта, но вот значение слова, его смысл, если оно претендует быть истинным знанием, должен быть не только результатом произвола субъекта. Познание сведено к выразимости. Весь вопрос упирается в доказательство, что выразимо:что доказал что оно выразимо, то значит и познал. Следовательно, требуется доказательное уяснение отношения между выраженным и выражаемым, и между выражаемым и абсолютным, и выраженным и абсолютным. Или выяснить а) отношение выраженного мысленного определения и содержанием мысли; б) отношение содержания мысли и абсолютного; в) выраженного мысленного определения и абсолютного.

5) С чего начинается наука?

Итак, дляуясненияотношения мысленных определений и абсолютного, необходимо разобраться,что есть мысленное определение?Этазадача оказываетсястоитраньшезадачи определения каково первое понятие науки, даже, у самого Гегеля.