Смекни!
smekni.com

Проблема поиска смысла жизни (стр. 2 из 5)

В условиях отчужденной жизнедеятельности сам труд, каким бы он ни был, способен порождать у человека ощущение жизненной опоры, и тщательное добросовестное выполнение работы может заменять нереализованные смысложизненные потребности. Вспомним хотя бы гоголевского Акакия Акакиевича, который самозабвенно отдавался каллиграфическому выписыванию букв в одной из бессмысленнейших чиновничьих контор, – но именно в этом умении Башмачкин чувствует себя незаменимым специалистом, что вызывает у него самоуважение. Легко ли такую жизнь признать бессмысленной, абсурдной? Видимо, повседневность способна порождать смысл не только иллюзорной, хотя для того, чтобы избавиться от иллюзорности, необходимо все-таки пережить повседневность и осознать ее узость и недостаточность.

Однако продуктивная способность человеческого сознания столь высока, а желание обрести смысл жизни так же непоколебимо, как желание и право жить, что человек непременно пытается найти выход из ситуации. Отделяя себя от обыденности и даже разрушая ее человек, однако, не всегда способен сделать дальнейший шаг именно в сторону истины и нередко попадает в ложную ситуацию выбора между воплощенным вымыслом и иллюзией смысла, т. е. Когда смыслы или вымышлены и принимаются за действительные и когда они попросту иллюзорны.

3. МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЫМЫСЛА И ИЛЛЮЗИЕЙ СМЫСЛА ВОЗМОЖЕН ЛИ ВЫХОД

Быть понятым людьми пора настала,

При этом помня и о тех, кто глух.

Л.Арагон

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что обычная, земная жизнь рано или поздно подводит человека к необходимости осознать свое бытие или решить для себя проблему смысла жизни. Одновременно человек поднимается до осознания недостаточности обыденного существования или до понимания абсурдности существования, сведенного лишь к повседневности.

Итак, осознав недостаточность обыденного проживания, человек может сделать шаг в сторону общества, в сторону «гражданского бытия». Этот шаг еще более труден, нежели обретение смысла в повседневности. Хотя современная философская литература и публицистика предлагают немало различных моделей гражданского обновления в различных областях жизни, обычный человек, воспитанный годами двоемыслия, или не вполне им доверяет, или устраняется от активных переживаний назревших проблем гражданской жизни. Дело, по-видимому, в том, что социальная память крепко накрепко зафиксировала общественные ситуации, когда многочисленные попытки гражданского поведения создавали ложную дилему, вынесенную в заголовок данного раздела.

Давайте обратимся к восточной философии, в частности к учениям Лао-Цзы и Конфуция. Дело в том, что в учениях этих философов также поднимается вопрос о реальности или о вымышленности. В частности там идет рассуждение о том, возможно ли «придумать» себе новый смысл или же смысл должен появиться сам собой во время каких-то жизненных переживаний. Мне кажется, что эти тезисы не лишены смысла, поскольку жизнь не всегда «дает» нам тот смысл, который мы хотим. И в то же время нам всегда удается выбрать желаемый смысл, но мы не можем найти той дорожки, по которой нам необходимо к нему добраться. Есть даже такой афоризм: «Величайшее счастье в мире – смысл жизни обретенный в радости». [9, c. 90]

Необходимость личностно, смыслового оправдания бытия в условиях «неподлинной» реальности с неизбежностью порождает иллюзию смысла. Как можно судить по состоянию общественного сознания, в наши дни эти иллюзии оказываются необычайно прочными и надолго закрепляются в социальной памяти.

Это иллюзорной «смыслотворчество», псевдотворчество охватило все идеологические институты: достаточно вспомнить, как подхватывался претендующий на глубину, «диалектику» очередной лозунг и как он виртуозно «обыгрывался» далеко не злонамеренными деятелями науки, искусства, разрастался, укреплялся и, хотя реальной силой не обладал, сознанием не отторгался.

Конформизм, совсем не при отсутствии критической способности и здравости, выливавшейся в «разговоры на кухне», процветал и пускал глубокие корни и в сознании научном , теоретическом, в идеологии, искусстве.

Наше обществоведение, обладающее вроде бы формально-логическим единством и противоречивостью, вряд ли может претендовать на роль теории, имеющей «личностный смысл», – в нем нет проблемы смысла жизни.

При своем образовании и внедрении в сознание общества подобное «обществоведение» меньше всего задумывалось как «наука», «познание» и было, скорее, удобоваримым набором идеологических идей.

О том, что представляет собой этот комплекс, можно судить не только по школьным и вузовским учебникам, но и по всей массе научно-исследовательских работ, какая бы тема не значилась в заголовке. Более того, существуют вполне добротные попытки представить стабильные черты обществоведческого мышления в качестве «системы категорий»; при чем кропотливое и скрупулезное промывание массы частных разработок сквозь это «сито» с целью дальнейшей рациональной кладки храма из чистого золота рассматривается их авторами как фундаментально-теоритическая работа, единственно претендующая на подлинность «связи с практикой».

В одной из таких работ показано, что существует некоторая система категорий обществознания, которая мало что значила бы без выработанного ее научного аппарата, при этом система и аппарат представляются «вдохом» и «выдохом» обществознания: «Система категорий и категориальный аппарат материалистического понимания общества находятся в отношении предполагающей рефлексии, взаимного обусловленного. Образно говоря, они образуют последовательные фазы «дыхания» исторического материализма». Термин «аппарат» является находкой ученых, без которой невозможно было бы объяснить бытие исторического материализма.

Необходимо обратить Ваше внимание на то, что в жизненно-практической ситуации осмысления жизни готовые рецепты не срабатывают. Т. е. все сначала необходимо пропустить через себя, через свой внутренний мир и только потом принимать какие-то решения. При осмыслении назначения и сущности человека приходится оставить за непригодностью весь опыт художественной литературы. Вы конечно со мной не согласитесь, мол лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих, но с другой стороны, времена меняются, а это значит, что нельзя все написанное в художественной литературе применять как нечто шаблонное в решениях жизненно важных задач. Необходимо также учитывать, что вы не главный герой рассказа или романа, где все заканчивается хорошо. Вы всего-навсего житель этой многострадальной планеты Земля. Вы лишь тот ходок, который пытается найти выход из лабиринта жизни. Конечно, правильное решение не всегда удается принять, и часто мы попадаем в трудные ситуации, из которых на первый взгляд, вообще нет ни какого выхода. Но это не так, выход есть всегда, просто мы еще не научились его отыскивать. А как спросите Вы найти выход из трудного положения. Зачастую выход находится там же где вход. Да это небольшая игра слов, которая присуща в целом философии, но, тем не менее, как показывает жизненный опыт, это изречение правильное. Все вышеизложенное взято из учебников по философии и психологии, поэтому очень тяжело понять, а еще труднее осмыслить все то о чем там идет речь. Но я попробую перевести все это на простой, понятный всем «Великий и могучий». Итак, можно выделить основную идею: нет шаблона или какой-нибудь системы выбора смысла жизни. Все мы должны делать сами. При чем нам необходим глубочайший анализ нашей жизни. Для того чтобы правильно выбрать себе смысл жизни необходимо представить свою будущую жизнь. Для многих из Вас покажется, что смысл – это и есть планы на будущее. Это абсолютно неверно. Смысл жизни есть то, к чему надо стремиться на протяжении всей жизни, но это похоже на цель: скажете Вы. Да, конечно есть нечто схожее между смыслом и целью. Тем не менее: цель – это конкретная задача, это та вершина на которую мы ориентируемся в нашей жизни. Смысл же есть то, на что мы ориентируемся в нашей повседневности. Смысл может меняться каждый день, а цель нет. Смысл мы можем потерять в любой ситуации, а цель, если только это настоящая цель, мы можем утратить лишь тогда, когда достигнем ее. Тогда нам придется ставить новую и с новыми силами достигать ее. Но обрести новый смысл гораздо труднее нежели обрести новую цель. В этом и есть одно из принципиальнейших различий между смыслом жизни и жизненной целью. Итак, мы подошли к решению извечной проблемы, проблемы смысла жизни и проблемы цели в жизни. Серая повседневность, те жизненные неурядицы, которые нам приходится переживать, все угнетает человека, даже самого сильного энтузиаста. Но если у человека правильно выбран смысл жизни, то этот человек никогда не потеряет присутствие духа. Когда я перебирал ворох литературы, ища что-нибудь подходяще для этой курсовой работы, я наткнулся в книге чешского автора Томана на интереснейший тест, это можно сказать игра для выбора, хотя и теоретического, смысла жизни. Но для этого нам необходимо отложить все свои насущные проблемы в стороны, и пять минут провести в полном отрешении от мира сего. Этот процесс несколько схож с медитацией. Потом нам необходимо как можно честнее выбрать те свои качества, которые вы считаете недостатками, и те – которые считаете достоинствами. Затем аналогичное попросите сделать своих близких. Они выберут те качества, которые они считают вашими достоинствами и так далее. В аннотации написано: «если у Вас преобладают недостатки – Вы либо еще не обрели достойного смысла, либо его поменяете. Если у Вас преобладают достоинства – Ваша жизненная цель должна гармонично сочетаться с вашим смыслом жизни. Если же этого нет, вам следует пересмотреть свои взгляды на жизнь. И на конец если Ваши недостатки равны достоинствам – Вы стоите на правильном пути, при чем в дальнейшем вы будете развиваться лишь в лучшую сторону. Т. е. у Вас очень хорошая сила воли и свернуть Вас с правильного пути не удастся ни кому». [10, c. 55]