Смекни!
smekni.com

Проблема самоубийства (стр. 5 из 7)

Право человека на добровольный уход отстаивали многие светлые головы античности: Сократ, Эпикур, философы-стоики (один из них, Зенон, в 73 года споткнулся, ушиб палец и, восприняв это как зов земли, удавился) - а также философы нового времени. Они писали о том, что раз уж человек не властен над собственной жизнью, то, по крайней мере, он имеет власть над смертью и может закончить свое существование осмысленно и достойно, на своих правах. "Жизнь зависит от воли других, смерть же зависит только от нас" (Мишель Монтень).

Но во все времена было немало и тех, кто осуждал и не принимал суицид. Платон считал, что человек - раб божий, а потому не имеет права произвольно уходить из жизни. Аристотель упирал на антиобщественность деяния: самоубийство, мол, является преступлением против государства, ибо загрязняет город и ослабляет общество, лишая его полезного гражданина. Кант трактовал человеческую жизнь как часть природы, соответственно, суицид был для него нарушением заведенного в природе порядка. Владимир Соловьев писал, что суть суицида в убеждении, будто "в жизни совершается не то, что по-моему должно бы в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла, и жить не стоит", - таким образом самоубийцы представлялись Соловьеву эгоистами, не желающими подчиняться "смыслу всеобщей жизни" (Богу). Еще более категоричный Николай Бердяев полагал, что самоубийство идет от сатаны, что оно "по природе своей есть отрицание трех высших добродетелей - веры, надежды и любви" и что "убивая себя, человек наносит рану миру как целому, мешает осуществлению царства Божьего". И так далее, и так далее, и так далее, и часто не без огневой поддержки в виде геенны огненной и вечного проклятья.

В этой многовековой дискуссии нет правого и нет неправого. Вернее, каждый волен выбрать правоту по себе...

Быть может, суицид - это... аварийный выход. Только прибегать к нему без нужды не стоит. Если за окном есть пожарная лестница, это еще не значит, что по ней всякий раз следует выбираться из квартиры на улицу. Выходить надо не через окно, корячась, пыхтя и пачкаясь в штукатурке, а цивилизованно, через дверь. Но если человек полез в окно, потому что в доме начался пожар и оставаться не имелось никакой возможности? Кто ж его осудит?


Заключение

Смерть вообще и самоубийство в частности одни из самых интересных явлений жизни. Огромное количество философских трудов посвящено анализу поступков людей и их поведения. Существует бессчетное количество мнений и версий, некоторые из них проходят сквозь века, потому что идея самоубийства интересовала человека всегда, и будет интересовать до тех пор, пока есть смерть.

Многие поэты, писатели, художники и музыканты задумывались над проблемой самоубийства, рассматривали его в своих произведениях и, часто, становились жертвами своих мыслей и идей. Пифагор, Сенека, Ван Гог, Марина Цветаева, Эрнест Хемингуэй… Этот список можно продолжать долго. Это были великие люди и покончив со своей жизнью, они не умалили значения своей творческой деятельности.

При выполнении данной работы я ознакомилась с некоторыми произведениями философов разного времени. Конечно, охватить и разобрать мнение каждого мне не удалось, но я смогла выделить общие положения и основные моменты данного явления.

Мне нелегко судить о философии самоубийства и о самоубийстве вообще в силу своего небольшого возраста. Я могу лишь предполагать, что чувствует человек на грани, какие мысли его посещают. О чём думает человек, живое разумное существо, когда причиняет боль, разрезая вены или бросаясь с крыш или мостов, когда глотает горстями таблетки в надежде не проснуться. Что за отрешённость от мира поселяется в нём? И кто виноват в этом? Быть может тот самый разум, которым так гордится человечество. Быть может это именно он заставляет людей страдать и убивать самих себя от понимания своей безысходности, бессильности и бессмысленности существования.

Платон писал: «Бояться смерти - это не что иное, как приписывать себе мудрость, которой не обладаешь, то есть возомнить, будто знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто не знает ни того, что такое смерть, ни даже того, не есть ли она для человека величайшее из благ, между тем ее боятся, словно знают наверное, что она величайшее из зол. Но не самое ли позорное невежество - воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?»

Я согласна с его мнением и не понимаю людей, которые слепо бояться смерти и самоубийств. Этой работой мне хотелось бы привлечь внимание других людей к такой неотъемлемой части жизни, как смерть и необходимой составляющей жизни – свободе. Я не призываю никого к самоубийству, хочу лишь сказать что, отвергая что-то, человек становится неполноценным.


Список используемой литературы:

1. Чхартишвили Г. Писатель и самоубийство. Изд. 2-е.-М.,2001.

2. Банщикова Е.Г. Философские и методологические основы психопатологического анализа самоубийства. http://www.rusmedserv.com/psychsex/su.shtml

3. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Бунтующий человек.- М., 1990.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд/Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова.—М.: Мысль, 1994.

5. Фрейд З. Печаль и меланхолия. // Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах.- М.,2001.

6. Хамфри Д. Когда суицид рационален. Журнал "Человек", М., 1992, No 6.

7. А. Луначарский Самоубийство и философия сборник "Самоубийство", 1907.


Приложение

Примеры самоубийств известных людей.

Анаксагор. Знаменитый греческий философ. Был несправедливо обвинен в шпионаже в пользу Персии. На суде его защищал сам Перикл, в результате чего обвинения были сняты. Несмотря на это, подозрение в измене счел несмываемым позором и покончил с собой в 428 г. д. н. э.

Антисфен, основатель кинизма, закололся кинжалом из-за старческой немощи (около 336 г. д.н.э.).

Демокрит умертвил себя голодовкой по той же причине (470 г. д.н.э.).

Диоген Синопский. Замотал голову плащем и задохнулся (323 г. д.н.э.).

Лукреций Кар, автор книги "О природе вещей" убил себя в 55 г. д.н.э. то ли из-за психической болезни, то ли из-за ссылки друга и покровителя Меммия.

Метрокл. Греческий философ. Если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой, задержав дыхание.

Дионисий. Греческий философ, ученик знаменитого Зенона, основателя стоицизма. Уморил себя голодом.

Клеанф. Тоже ученик Зенона, и тот же способ самоубийства.

Пифагор. Знаменитый греческий ученый, философ и религиозный деятель. По одной из версий умер после сорокадневной голодовки.

Эмпедокл. Греческий философ. Согласно Диогену, покончил с собой, бросившись в жерло вулкана Этна.

Антипатр. Военачальник сначала Филиппа Македонского, а затем и Александра. После смерти последнего в 323 г. д.н.э. прожил еще несколько лет, но вскоре понял, что дело создания Империи не имеет перспектив и отравился ядом.

Ганнибал. После первой войны с Римом Ганнибал оставался в Карфагене. Римляне заподозрили его в подготовке новой войны, и он был вынужден бежать к сирийскому царю Антиоху III, став его военным советником. Последовала новая война с Римом, которая была проиграна. Ганнибал бежал в Вифинию. Римляне стали требовать у тамошнего царя Пруссия выдачи своего заклятого врага. Когда Ганнибал узнал, что царь решил уступить Риму, то принял яд.

Марк Брут и Гай Кассий. После убийства Цезаря, желавшего упразднить республиканский строй, Брут и Кассий вели безуспешную войну с триумвиратом Октавиана, Антония и Помпея. Потерпели полное поражение и покончили с собой. Кассий приказал одному из своих солдат убить себя мечом.

Марк Антоний. Сначала союзник Октавиана Августа в войне против Брута и Кассия. Позже женился на Клеопатре и стал врагом Октавиана. В морской битве возле мыса Акций египетский флот был уничтожен. Римляне высадились в Египте, войска Антония разбежались. Сам Антоний бросился на меч.

Клеопатра. После смерти Антония жила несколько месяцев под домашним арестом Октавиана. Тот убеждал ее отречься от престола за себя и за своих детей. Клеопатра намеревалась покончить жизнь, оставляя наследниками детей. Октавиан угрожал, что в этом случае казнит ее детей. Клеопатра колебалась. Наконец, один римский солдат признался ей, что ее собираются провезти в позорной колеснице по улицам Рима, а детей казнить. Тогда царица приказала принести корзину с фруктами, в которых пряталась змея. Она опустила туда руку и умерла от укуса, послав записку Октавиану: "Хочу быть похороненой рядом с Антонием". Октавиан был в ярости и казнил ее сына от Юлия Цезаря, а также детей Антония от первого брака. Общие дети Клеопатры и Антония остались жить.

Сенека. Римский философ-стоик. Сперва воспитатель будущего императора Нерона, а затем и глава правительства. Попал в опалу и через какое-то время получил от императора приказ покончить с собой. Сидя в ванной на своей богатой вилле, подаренной все тем же Нероном, в окружении родных и рабов, перерезал себе вены и принял яд. Секретари записывали каждое его предсмертное слово (65 г.н.э.).

Петроний Арбитр. Римский писатель, автор "Сатирикона". Был замешан в заговоре против Нерона. Когда все открылось, покончил с собой. Перерезав вены, он слегка замотал их тканью, чтобы кровь вытекала медленно. Его друзья окружили его и до последнего мгновения услаждали его слух стихами и музыкой (66 г.н.э.).

Лукан. Известнейший римский поэт. Покончил жизнь по той же причине, что и Петроний (65 г.н.э.)

Нерон. Своими многолетними жестокостями вызвал мятеж в Галлии и Испании, в результате которого был объявлен Сенатом низложенным и брошен на произвол судьбы сначала преторианской гвардией, а затем и всеми своими подданными. Скрывался на одной из вилл недалеко от Рима. Долго не мог решиться на самоубийство. Наконец, когда послышались приближающиеся враги, приказал рабу заколоть его мечом в горло (68 г.н.э.).