Смекни!
smekni.com

Проблема смысла жизни (стр. 3 из 3)

Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории Франкла, повторим основной тезис этого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

5.Пессимистические взгляды на смысл жизни

Одно из первых выражений пессимизма дано в Ветхом Завете, в книге Екклезиаст. «Суета сует, – все суета». «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

Многочисленны и разнообразны отрицательные оценки ценности человеческой жизни. В XIX в. самые пессимистические оценки жизни дали два немецких философа Шопенгауэр и Э.Гартман. Мир лежит во зле, и человек не в состоянии что-либо изменить. Зло присуще миру в силу его сущности, и жизнь человека неотделима от скорби и страдания.

По мнению Шопенгауэра, в основе мира заложена воля, стремление к внешнему выражению. Мир – это объективизация воли. Но всякое стремление имеет своим источником неудовлетворенность. Человек проявляет волю в том случае, когда его потребности не обеспечены и он вынужден действовать в поисках средств их удовлетворения. В свою очередь неудовлетворенность свидетельствует о напряжении и страдании. Таким образом, природа человека содержит в себе вечное напряжение и страдание, но при этом – низменное страдание, своеобразные ненасытный голод.

Страдания жизни обостряются их осознанием. Чем развитие человек, тем глубже его страдания.

С точки зрения Шопенгауэра, даже удовольствие отрицательно, ибо оно иллюзорно, лишено положительного содержания и означает отсутствие страдания. Реально лишь зло, добро есть отрицание зла.

«Мы похоже на ягнят, которые резвятся на лугу в то время, как мясник выбирает глазами того или другого, – писал Шопенгауэр, – ибо мы среди счастливых дней не ведаем, какое злополучие готовит нам рок – болезнь, преследование, обеднение, увечье, слепоту, сумасшествие и т.д.».

Хотя, как думает Шопенгауэр, не жить лучше, чем жить, он не предлагает самоубийство в качестве избавления от мира и страданий. Следуя буддийской философии, он предлагает подавление воли, отказ от желаний как лекарство от мирового зла. Идеалом для Шопенгауэра оказывается буддийское бесстрастие.


Заключение

«Я кончен. Зачем я жил?!!!» – воскликнул однажды русский философ и писатель В.В.Розанов. В течение тысячелетий люди не перестают задаваться этим вечным вопросом, спорить о главном – о смысле жизни, ее нравственных ценностях и об отношении к ней, зачем им даны могущественный разум, разнообразные чувства, эмоции, твердая воля и богатое воображение.

Миллиарды человеческих жизней в пределах только одного века уходят в Вечность. Поколения сменяют друг друга. С наступлением старости или роковой болезни, почувствовав свою обреченности, человек все более задумывается, что такое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизнь полезной, не напрасной, высоким ли было его предназначение? Какие благие дела, реализованные помыслы и какая память останутся после жизни? И есть ли вообще в жизни смысл? Или это «бессмысленное чередование рождений и смертей»? (Е.Н. Трубецкой). Если есть, то в чем он, и как вести осмысленную жизнь, как сделать ее счастливой и достойной? И что после смерти?

Поисками ответов на эти вопросы занимались и занимаются и мифология, и различные мифологические учения, и искусство, и многочисленные направления философии.

В этой работе я показала только несколько направлений в философии, осветила только несколько работ философов, которые пытались ответить на глобальный вопрос: «В чем смысл жизни?» В отличие от мифологии и религии, которые, как правило стремятся навязать, продиктовать человеку определенные решения, философия апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

Из всего изложенного, я могу сделать такой вывод: что смысл существования человека – в самом существовании, в самом бытие человека.

В дальнейшем с развитием науки и техники, с космизацией человечества, выходом его в будущем в бесконечные просторы Вселенной вероятно изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия.


Список литературы

Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990 г.

В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. / Составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии. - М., 1991

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., Прогресс, 1990

Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

Моисеев Н.Н. Проблема человека // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов: CПб. - М.: Издательство политической литературы, 1989.

Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1993

Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. - М., 2 т., 1991

Библия

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. смерти .Общ. Ред. Оболенской С.В.; Предисловие Гуревича А.Я. – М.: Издательская группа «Прогресс» – «Прогресс-Академия», 1992

Шпенглер. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – Новосибирск: Наука

Бердяев Н. Смысл творчества. - М.,1994.