Смекни!
smekni.com

Проблема человека в философии (стр. 2 из 7)

природные и необходимые для жизни;

природные, но для жизни не необходимые;

не необходимые для жизни и не природные.

Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания - полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье философа. Человек должен избегать таких отрицательных эмоций, как ненависть, зависть и презрение. Общество возникло искусственно - из договора, заключенного между собой живущими уединенно людьми, которые руководствуются естественным правом, знанием добра и зла (чего животные лишены). Цель этого договора - не причинять друг другу вреда и не терпеть вреда от другого. У всех людей одно и то же представление о справедливости. Справедливость - в пользе, которую люди получают от взаимного общения друг с другом. Но это общее представление в зависимости от географического места и обстоятельств порождает разные обычаи и законы, которыми отдельные человеческие сообщества отличаются друг от друга. Люди склонны забывать об исходном: все обычаи и законы должны служить взаимной пользе, и они могут быть изменены. Нельзя жить приятно, не живя разумно.

Этика Эпикура направлена против религиозных суеверий, которые, согласно Эпикуру, принижают достоинство человека. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло - то, что порождает страдание. Обоснованием учения о пути, ведущем человека к счастью, должно быть устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед вмешательством богов в человеческую жизнь, страха перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность всех этих страхов. Боги не страшны, ибо они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, они живут не в нашем мире, а в промежутках между мирами. Так как душа смертна и есть временное соединение атомов, то осознавший эту истину философ освобождается от всех прочих страхов, препятствующих счастью. Освобождение от гнетущих душу страхов открывает путь к счастью. Счастье человека он видел в обретении спокойствия, невозмутимости (атараксии), которой можно достигнуть лишь путем познания и самоусовершенствования, избегая страстей и страданий и воздерживаясь от активной деятельности. Именно Эпикур утверждал, что человек может быть счастлив даже на дыбе. Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Последующие античные мыслители высоко почитали строй мыслей, характер и строгий, граничащий с аскетизмом образ жизни Эпикура, на которые не могла бросить тень даже резкая полемика, которую против учения Эпикура вели его противники.

Эпикуреизм - разновидность атомистической философии. Эпикур жил спустя примерно двести лет после Демокрита и ему удалось усовершенствовать учение Демокрита об атомах, развив его в двух направлениях. Прежде всего Эпикур обнаружил следующую проблему: по Демокриту, атомы, перемещаясь в пустоте и не испытывая никакого ее сопротивления, должны двигаться с одинаковой скоростью. Но Эпикур, в свою очередь, замечает, что если бы атомы были равноскоры, то они летели бы вниз по прямой и, значит, не могли бы столкнуться друг с другом. Следовательно, никакие тела не могли бы образоваться. По мнению Эпикура, необходимо, чтобы атомы в их падении могли, хотя бы немного и время от времени отклоняться от прямой. Только тогда атомы смогут взаимодействовать друг с другом и, как следствие, будут образовываться различные тела.

Кроме того, по мысли Эпикура, это отклонение должно быть произвольным, непредсказуемым. Если Демокрит был сторонником фатализма и связывал неизбежность и необходимость всего происходящего в мире с неизменными законами движения атомов, то Эпикур, основываясь на отчасти произвольном движении атомов, отрицал такую предопределенность. Согласно Эпикуру существуют лишь тела, пустота и свойства тел: постоянные и преходящие. О том, что существуют тела, говорят ощущения. Они же свидетельствуют о свойствах тел. Постоянные свойства тел: их форма, величина, вес. О существовании пустоты говорит движение: "... если бы не существовало того, что мы называем пустотой, то телам не было бы, где двигаться и сквозь что двигаться". Сложные тела состоят из простых, которые просты, потому что неделимы. Эпикур домысливает атомы, ибо не будь предела деления ("атом" по-гречески - "неделимый"), то сущее, дробясь, разлагалось бы в ничто. Только бесконечно большое тело может бесконечно делиться, не становясь ничем. Но таких тел не бывает. Вторичные свойства (цвет, вкус, запах и т.д.) не присущи самим атомам, они возникают на уровне сложных, состоящих из многих атомов объектов как результат взаимодействия атомов, их сочетаний и движений. Во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они воспринимаются нашими чувствами.

Эпикур считает, что атомы могут самопроизвольно отклоняться. Получается, что атомам присуща свобода воли, поэтому они способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, в результате чего возникает мир. Отсутствие абсолютной предопределенности важно для обоснования этики, что и составляло цель Эпикура. Ведь если весь мир строго детерминирован, то человек фактически лишен свободы воли и какого бы то ни было выбора. Вся человеческая жизнь предстает в виде действий некоторого автомата, и человеческие свобода, выбор, нравственная ответственность могут быть не более, чем иллюзиями. Таким образом, Эпикур впервые в истории философии выдвинул идею об объективности случайности. По Эпикуру жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: "Пока мы существуем, нет смерти. Когда смерть есть, нас более нет". Жизнь и есть наибольшее наслаждение, такая, какая есть, с началом и с концом. Эпикур признавал наличие души у человека, которая состоит из самых мелких и самых гладких элементов: чувства, ощущения... Своим учением о произвольном отклонении атомов Эпикур не только предвосхитил вероятностную картину мира современной науки, но и наметил возможности соединения природного детерминизма с человеческой свободой.

Впоследствии распространилось извращенное толкование эпикурейства, как проповеди чувственных удовольствий. Крупнейшим представителем, популяризатором и пропагандистом эпикуреизма в Древнем Риме был Тит Лукреций Кар. Он сделал из учения Эпикура радикальные атеистические выводы, придя к полному отрицанию каких бы то ни было божеств. Вместе с тем в императорском Риме эпикуреизм быстро выродился в примитивный гедонизм (гедоне - греч. удовольствие), оправдывающий и восхваляющий погоню за любыми чувственными удовольствиями.

Идеи Эпикура нашли выражение в поэтических произведениях римлян Лукреция и Горация. Труд Лукреция - философская поэма "О природе вещей" - документ материалистической философии всех времен и народов, прекрасное энциклопедическое изложение не только эпикурейской этики, но и античного материализма в целом.

Тит Лукреций Кар - римский поэт (99-55 гг. до н.э.), через чьи поэмы и стала известна философия Эпикура только в эпоху Возрождения, был современником Цицерона. Лукреций, как и Цицерон, осознавал себя популяризатором: "Излагаю туманный предмет совершенно ясным стихом". Все мировоззрение Лукреция сознательно направлено против религиозного мировоззрения. Он отвергал религию - оплот суеверий, а тем самым и многих бед. Лукреций стремился построить мировоззрение, исходящее только из самой природы, из её законов. У него есть понятие закона природы. Всё происходит "без помощи свыше", ничто не творится "по божественной воле". Мир вовсе не создан богами для людей. Лукреций, опровергая ходячее учение о творении мира богом (как это было, например, у Платона, который учил, что космос сотворен умом-демиургом), высказывал такой довод: "... не для нас и отнюдь не божественной волею создан весь существующий мир: столь много в нем всяких пороков". Мир несовершенен, природа существует сама по себе, в мире ничто прямо не приспособлено к человеку, человек - часть мира, а не его цель и хозяин, он целиком подчинен законам природы и не может их превзойти. Главная ценность, которой обладают люди, - их разум. В нем - источник истинной силы человека, ибо без разума жизнь проходит в потемках и в страхе.

Вселенная не дана в чувственном восприятии: она беспредельна и может быть охвачена только беспредельной мыслью: "Главнейшим является и вопрос о началах". Этот вопрос - ключ к разрешению всех остальных проблем, в том числе и к вопросу о том, в чем состоит природа души и духа. В основе всего мировоззрения Лукреция лежит закон сохранения бытия, сформулированный еще Парменидом: "Из ничего не творится ничто".

Материя структурна. В её основе лежат первоначала. Они называются по-разному: родовые тела, семена вещей, изначальные тела, первородные начала, первичные начала, зиждительные тела. Они неделимы, а поэтому должны были бы называться атомами. Лукреций дал им латинский термин - калька. Но Лукреций почти нигде не называет их атомами (в латинском варианте). Неделимость - главное, казалось бы, свойство начал - не заслоняет другие их качества. Лукреций пытался обосновать свой образ первоначал. Они неделимы, иначе в течение вечного времени раздробились бы настолько, что превратились в ничто. Они неделимы также потому, что не содержат в себе пустоты. Первоначала отличаются друг от друга формой и фигурой. Однако разнородность первоначала вещей не беспредельна. В природе одновременно существует бесконечное, беспредельное, неисчислимое количество атомов. Все атомы (хотя Лукреций не любил это слово), как разнородные, так и однородные, отличаются друг от друга движениями, ударами, тяжестью, сочетаниями, положением, промежутками между собой. Их различные сочетания образуют вещи. Возможность движения, промежутков, ударов и столкновений первоначал, их сочетаний, по мысли Лукреция, обеспечивает пустота. Поскольку человек её не воспринимает, постольку она - не тело. Тем не менее, пустота существует. До факта существования пустоты человек доходит умом, исходя из непосредственно данного факта движения. Если бы всё было сплошь заполнено телами, то движение было бы невозможно. То же относится и к пористости вещей, когда вода просачивается сквозь камень, к прохождению звуков через тела и пищи по стволам растений. Все это свидетельствует о существовании пустоты, т.е. пространства, не заполненного телами, свойство которых "противодействовать и не пускать".