Смекни!
smekni.com

Развитие как форма изменения мира (стр. 1 из 3)

Реферат на тему:

Развитие как форма изменения мира

Казань 2007


Содержание

Введение

Понятие развития

Философская теория развития и специальные науки

Развитие в истории философии

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что жизнь в современном мире ставит перед человеком много проблем, которые не стояли перед большинством людей столетие назад, а тем более в глубокой древности. В наше время все в мире так тесно связано, так быстро меняется, такие глубокие преобразования происходят в экономике, политике и науке, что изменчивость, подвижность, динамизм становятся важнейшей чертой жизни людей. В этих условиях перед каждым рано или поздно встает насущная задача понять происходящие изменения и попытаться найти какие-то общие устойчивые черты, какие-то закономерности в процессах, совершающихся в космосе и в обществе, в объективной реальности и в нас самих, в наших переживаниях, замыслах и надеждах. Необходимость решить эту задачу вплотную подводит к вопросу о том, что такое развитие, как оно соотносится с остальными известными нам формами движения и изменения. Можно быть первоклассным специалистом и испытывать чувство тревоги и растерянности от непредвиденности и необъяснимости некоторых процессов и явлений, для понимания которых нужны знания более фундаментальные, связывающие все эти явления в рамках единого научного мировоззрения.

Размышляя над изменениями в духовной и материальной жизни, мы замечаем, что везде появляется нечто новое, непривычное, требующее от нас определенной подготовки, быстроты реакции, предвидения последствий и т. д. Возникает вопрос, представляет ли собой процесс появления нового закономерную черту природы, общества и мышления, или же эта новизна обманчива, иллюзорна? Можем ли мы предсказать появление нового и в той или иной степени управлять соответствующими процессами и какое значение имеет это для жизни людей? Приспосабливаясь к привычным явлениям и стабильным событиям, люди вырабатывают определенные представления и правила деятельности, облегчающие им достижение индивидуальных и социально-групповых целей. Это создает определенный социальный и духовный комфорт, чувство внутренней уверенности, спокойствия и удовлетворения. Появление же чего-то принципиально нового, если оно не было заранее предсказано, если к нему своевременно не подготовились, может создать огромные трудности.

Интерес к возникновению нового диктуется не простой любознательностью, а глубочайшими внутренними потребностями самой жизнедеятельности человека.


Понятие развития

Процесс появления нового — характерная черта особой формы движения или изменчивости, называемой развитием. Вместе с тем появление нового, принципиально отличающегося от всего, что было раньше, имеет особое значение для понимания исторической судьбы человечества. Если новое в общественной жизни было бы невозможным, то все страдания, вся борьба людей за более разумную и справедливую жизнь были бы просто лишены смысла.

Различные формы развития в той или иной мере давно привлекали внимание людей наряду с представлениями о хаотичности, неизменности или вечной повторяемости явлений и процессов в природе и обществе. Со временем были обнаружены веские доказательства того, что развитие существует объективно. Различные науки показали, что развиваются Вселенная, живые организмы, общество, Земля, Солнечная система, техника, наконец, развивается сам человек, его мировоззрение, его познание. Но ни одна из научных дисциплин не рассматривала развитие в его всеобщности. Рассмотрение развития как всеобщей универсальной категории, отражающей одну из важнейших особенностей и магистральных линий, проходящих через все формы движения, составляет задачу философии, а точнее, особого философского учения, или теории, называемой диалектикой.

Как и всякая подлинно научная теория, диалектика должна сформулировать свои основные законы и определить входящие в их состав понятия. Диалектическая гибкость понятий, их подвижность и изменчивость совсем не означают, что фундаментальные понятия, или категории диалектики, могут быть неопределенными, неясными, расплывчатыми. Важнейшей из таких категорий является категория развития. Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет не одноразовых, а о нарастающих, развернутых во времени поступательных качественных трансформациях системы. Для характеристики того или иного процесса как развития, как правило, требуются довольно большие периоды времени, позволяющие судить о тенденциях, направленности изменений. Кумулятивный характер развития – накопление новообразований – необратимо уводит систему от её исходного состояния. Последующие, в том числе конечные, состояния развивающихся систем всегда качественно отличаются от исходных. В процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы.

Различные науки изучают различные виды развития. Ясно, что развитие в живой природе отличается от развития космологического, включающего возникновение и последующее изменение Вселенной. Точно так же развитие отдельного человека отличается от развития общества в целом или одной страны. Несмотря на все эти различия, люди умеют каким-то образом отличать развивающиеся процессы и явления, в какой бы форме они ни происходили, от всех других, неразвивающихся. Черты и особенности, характерные для любой формы и вида развития, как раз и схватываются, отражаются философской категорией развития. По мере того как углубляются и расширяются наши знания относительно законов диалектики, и наше понятие развития становится более тонким и сложным. Но для того, чтобы начать обсуждение основных законов диалектики, каждому необходимо иметь какое-то предварительное понимание развития. Оно выделяет и фиксирует особенности развития, отличающие его от всех других форм движения и изменений, происходящих в мире. Эти основные черты и особенности всякого развития заключаются в следующем:

1) в процессе развития, в отличие от других форм движения, появляется нечто новое, не существовавшее ранее;

2) процесс развития необратим;

3) каждый конкретный процесс развития имеет свои собственные источники и присущую ему форму;

4) развитие имеет направление во времени: от прошлого через настоящее к будущему;

5) каждый момент или этап этого процесса развития обусловлен предшествующим состоянием и в свою очередь обусловливает последующие состояния.

Перечисленные признаки развития, рассматриваемого во всеобщей форме, образуют содержание философской категории развития. Именно эта категория лежит в основе диалектической концепции развития, то есть разработанного, аргументированного, опирающегося на достижения науки философского учения.Утверждение, что развитие представляет особый, регулируемый объективными законами вид движения, присущий природе, обществу и мышлению, образует принцип развития.

Утверждение, что мир в целом представляет собой единое связанное целое, то есть особую систему, включающую как природу, так и человека, и что важнейшие явления и процессы, с которыми сталкивается человек в теоретической и практической деятельности, также представляют собой различного рода системы, образует принцип системности.

Диалектика доказывает, что оба эти принципа тесно связаны. Более того, философское учение о развитии не может быть полным, глубоким и содержательным без понимания того, что развитие есть категория, применимая к системам особого типа.

Все известные нам системы, идет ли речь о космических объектах, живой или неживой природе, общественных процессах или человеческом мышлении, можно разбить на три больших типа.

К первому относятся стабильные системы. Они характеризуются тем, что в определенном интервале времени число и состав элементов и подсистем остаются постоянными, а связи, взаимосвязи и взаимодействия, отношения между ними не изменяются. Примером такой системы может служить современный жилой дом, в котором на протяжении десятилетий сохраняется один и тот же набор жилых блоков — квартир и комнат, технических и информационных коммуникаций, сохраняется пространственная структура, организующая все подсистемы и элементы здания в нечто целое.

Второй тип образуют функционирующие системы. Число их элементов и подсистем, как правило, постоянно, но они вместе с тем изменяют свое положение в пространстве, осуществляют различные действия. Однако характер этих изменений таков, что в определенные интервалы времени совершается как бы полный круговорот, и системный объект, последовательно претерпевая ряд изменений, возвращается в исходное положение, с тем, чтобы вновь начать новый цикл изменений. Простейший пример функционирующей системы — обычные часы, цикл которых повторяется в масштабе суток.

Третий тип — это динамические, или развивающиеся, системы. Их отличительная черта состоит в том, что в определенном временном интервале в них появляются и исчезают отдельные элементы, подсистемы, связи, отношения и взаимодействия, но при этом сохраняются основные, наиболее важные связи, взаимодействия и отношения, благодаря которым развивающаяся система до поры до времени остается самой собой. Именно такого рода системы наиболее интересны с точки зрения диалектики, именно к ним относятся наша Вселенная, общество, трудовой коллектив, отдельный человек, животные и растения. Диалектика, в отличие от метафизики и механицизма, признавая существенные различия между стабильными, функционирующими и динамическими системами, вместе с тем считает разделяющие их грани не непреодолимыми, а условными, подвижными. Так, млекопитающее в масштабе суток, нескольких дней или даже года может рассматриваться как функционирующая система, то есть его поведение и тип жизнедеятельности изо дня в день повторяются. Но в масштабе многих лет или десятилетий такое существо должно рассматриваться как динамическая, развивающаяся система. Важно понять, что реальные системы, насчитывающие миллиарды взаимодействующих элементов и подсистем, при разных подходах и в разных временных масштабах одновременно сочетают в себе признаки динамических, функционирующих и стабильных систем. Так, человек является развивающейся системой в масштабе нескольких десятилетий, функционирующей — в суточном режиме и стабильной — с точки зрения управляющих им неизменных по составу и функциям генов.