Смекни!
smekni.com

Развитие общества (стр. 3 из 4)

В социально-политической сфере в структуру гражданского общества входят негосударственные общественно-политические организации и движения; различные формы общественной активности граждан (митинги, демонстрации, сходки и др.); органу самоуправления по месту жительства; избирательные блоки; негосударственные средства массовой информации; спортивные, молодежные объединения; благотворительные фонды и др.

Входят ли политические партии в структуру гражданского общества? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если какая-либо партия является правящей (например, КПСС в СССР) и вливается в государственную структуру, во властные органы государства, то такая партия не входит в структуру гражданского общества.

В духовной сфере структурными элементами гражданского общества являются объединения писателей, актеров, литераторов, научных работников, учителей и др. Например, Союз писателей, Союз журналистов, Союз кинематографистов и др. Сюда же входят многочисленные организации, выполняющие национальный и человеческий долг. Например, группа "Поиск" - народный союз по охране памяти о погибших; союз солдатских матерей; благотворительные, религиозные объединения и др.

Признаки гражданского общества.

1. Наличие в обществе свободных частных владельцев средств производства.

2. Развитость и разветвленность демократии, самоуправления.

3. Правовая защищенность граждан.

4. Высокий уровень гражданской культуры, правового и политического сознания

5. Формирование нового человеческого типа. Личность гражданского общества - это человек, обладающий всей полнотой прав и свобод. ориентированныйна созидание, творчество, гражданские отношения, способный и желающий рассчитывать на собственные силы, на соревнование и конкуренцию, на выделение себя как индивидуума из обшей массы.

Функции гражданского общества.

1. Защита прав и свобод граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.

2. Организация общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и правил добросовестной конкуренции.

3. Участие в формировании органов демократического правового социального государства.

4. Повышение профессионализма и деловой квалификации членов бъединения.

5. Участие в управлении различными социальными учреждениями (домами отдыха, спортивными комплексами и др.).

6. Выработка оптимальной стратегии взаимодействия с государством и его органами.

Гражданское общество и государство.

Эти понятия чрезвычайно актуальны для современной России, поскольку более чем тысячелетнее развитие государственности в нашей стране не совпадало с развитием гражданского общества, с осознанием миллионами людей своей роли не как подданных того или иного государя, но как граждан. Слово "гражданин" вошло в русский язык со времен Радищева и восходит к древнеславянскому "град", т.е. город. Гражданин - житель города, полиса в античной Греции. Интересно отметить, что в античном мире граждан, занятых делами города, государства, называли "политикос", а людей, занятых только частной жизнью, обозначали как "идиотикос", т.е. как обывателей. Аристотель дал развернутую трактовку гражданского общества и государства, считая, что в последнем целью каждого гражданина является достижение всеобщего блага.

В последующей истории философской мысли подчеркивалось, что государство призвано контролировать сферу реализации частных интересов, что собственно и позволяет развиваться гражданскому обществу, а не превратитъся в арену "Войны всех против всех". С другой стороны, в концепции К. Маркса Гражданское общество определялось социально-экономическими отношениями капиталистической формации. Исчезновение классовых антагонизмов должно было, по его мысли, привести к исчезновению насилия и государства. Отношения между гражданским обществом и государством сравнивались с отношениями между индивидуальной свободой и публичной властью, т.е. насилием. В этом собственно и заключена основная философская проблема в понимании общества, государства и человека. Без власти и насилия одних над другими не может существовать никакое государство, на что обратил внимание еще Макиавелли. Суть государства не в силе или насилия, а в опоре на общественное мнение граждан. Государство, как заметил русский религиозный мыслитель В. Соловьев, не предназначено для осуществления рая на земле; оно существует, чтобы предупредить ад.

Эти моменты особенно важно подчеркнуть, поскольку и гражданское общество, и государство развиваются, зволюционируют. Еще Антисфен, отвечая на вопрос, как следует обращаться с политикой, отвечал: "Как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть". Что же можно сейчас представить в качестве модели гражданского общества на современном этапе развития мировой цивилизации?

Прежде всего зто авторитет права, господство "его величества Закона". Еще в античную эпоху возникает представление о естественных (священных) правах человека, которыми он наделен в силу факта своего рождения. Они рассматриваются как следствие общности природы всех людей или способ реализации единого для всех божественного закона. Другой аспект права неразривно связан с особенностями того или иного государства на данном этапе его развития. Право как система законов и правосознание как важнейший элемент правовой культуры общества исторически изменчивы и зависят от социальной структуры общества, отношений собственности, морали, общественной психологии, религии, традиции и т.д.

Правовое государство - это не только власть и законы, но и общественный договор, т.е. готовность граждан исполнять эти законы и реальная готовность и способность государства уважать и защищать права граждан. Человек может быть лично не согласен с властью и законами, но он обязан их исполнять наравне с другими гражданами. Равенство в правах и обязанностях перед законом не только по вертикали, но и погоризонтали (т.е. социальные связи между людьми) представляет собой важнейший принцип гражданского общества.

Несогласие с системой права и законами может и должно выражаться в многообразных формах политической жизни общества, в деятельности партии, общественных объединений и т.п. Единственное условие - сохранить правовое государство, без чего невозможно развитие гражданского общества. К числу первостепенных прав человека относится право частной собственности как механизм обеспечения всеобщего интереса в условиях индивидуальной заинтересованности каждого гражданина.

Для обеспечения прав и свобод гражданина еще в античном мире выработан принцип демократии, народовластия, предусматривающий право на участие каждого в управлении государством. Важно подчеркнуть, что демократия - это не власть большинства. а зашита прав и свобод меньшинства и в конечном итоге каждого человека. Реализация демократического принципа в жизни любого общества и государства представляет собой очень трудную задачу. Суть проблемы в том, что демократнческие принпипы должны войти в "плоть и кровь" человека, стать неотъемлемой частью его самосознания, умонастроения, ментальности. Если в духовной культуре народа еще не сложилась парадигма "свобода в рамках закона", а господствует авторитарная политическая культура, то можно говорить только о ранней стадии формирования гражданското общества. Пока миллионы граждан не доверяют власти и не считают строгое соблюдение законов нормой жизни, общество будет в определенном смысле слова обречено на постоянное противоборство, на "хромающее развитие" и политическую нестабильность.

Гражданское общество в России.

Процесс формирования гражданского общества в России начался во второй половине XIX века после отмены крепостного права в 1861 году и реформ местного самоуправления и судебной системы.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, финансах. Формируются крупные предприятия, банки, объединения частных сельхозпроизводителей, быстрыми темпами растет численность рабочего класса и класса капиталистов. Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает борьбу за гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии.

Деятельность этих добровольных организаций подготавливает почву для проведения реформы местното самоуправления и судопроизводства. В 60-70 годы XIX века проводятся земская и городская реформы.

В выборах в органы местного самоуправления земские собрания и управы, городские суды и управы - принимают участие представители всех сословий, имеющие частную собственность.

Местные органы самоуправления вьшолняли экономические и социальные функции - строительство и содержание школ, больниц, дорог, помощь населению в неурожайные годы ит.д. Являясь независимыми от государства, структуры управления на местах способствовали постепенному становлению общественной жизни, злементов гражданского общества. Таким образом, постепенно разрушались основы сословно-корпоративного устройства российского общества и происходила частичная децентрализация государственной власти.

Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан России перед законом. Формально судьи становились независимыми от исполнительной власти. Были введены гласность и состязательность судебного процесса, должностадвоката и прокурора.