Смекни!
smekni.com

Рационализм в философии Р. Декарта. Методы научного познания (стр. 2 из 3)

теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности.

Таким образом, в процессе познания аналитически достаточно четко выделяются две человеческие познавательные способности: чувственная, или сенситивная, и мысленная, или рациональная. Ясно, что конечный результат (истина) достижим только "совместными усилиями" этих двух составляющих нашего познания.

Кроме чувственных и рациональных форм познания, в его структуре можно различить и несколько уровней: обыденно – практический и научный, эмпирический и теоретический.

Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуется относительной узостью, здравым смыслом, "наивным реализмом", соединением рациональных элементов с иррациональными, многозначностью языка. Оно по большей части "рецептурно", то есть ориентировано на непосредственное практическое применение.

Научное познание отличается от обыденно-практического множеством свойств: проникновением в сущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Их отличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы познания, направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общих объяснительных схем, интерпретирующих факты и др.

Важнейшим структурным компонентом организации процесса познания считаются также его методы, то есть устоявшиеся способы получения нового знания. Многие философы именно в открытии и обосновании универсального метода познания видели основное назначение философии. Ф. Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу бредущему во тьме путнику; Р. Декарт иллюстрировал значимость метода аналогий с преимуществами плановой застройки городов перед хаотичной и т.д. Сущность метода познания можно сформулировать очень просто: это такая процедура получения информации, с помощью которой можно воспроизвести, проверить и передать другим. В этом и заключаются основные функции метода.

Итак, метод есть совокупность правил, приемов познавательной и практической деятельности, обусловленных природой и закономерностями исследуемого объекта.[2] Таких правил и приемов существует великое множество. Часть из них опирается на обычную практику обращения человека с предметами материального мира, другие предполагают более глубокое обоснование – теоретическое, научное. Научные методы представляют собой, по сути, оборотную сторону теорий. Всякая теория объясняет, что собой представляет тот или иной фрагмент реальности. Но, объясняя, она тем самым показывает, как с этой реальностью следует обращаться, что с ней можно и нужно делать.

Современная система методов познания отличается высокой сложностью и дифференцированностью. Существует множество возможных способов классификации методов: по широте "захвата" реальности, по степени общности, по применимости на разных уровнях познания и т.д. Рассмотрим самое простое разделение методов на общелогические и научные.

Общелогические присущи всему познанию в целом. Они "работают" как на обыденном, так и на теоретическом уровнях познания. Это такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия и пр. Природа их универсальности объясняется тем, что эти приемы исследования реальности являются наиболее простыми и элементарными операциями нашего мышления. Они опираются на "логику" практических повседневных действий каждого человека и формируются практически напрямую, то есть без посредников в виде сложных теоретических обоснований. Охарактеризует некоторые из общелогических методов.

Анализ – познавательная процедура мысленного (или реального) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

Синтез – операция соединения выделенных в анализе элементов изучаемого объекта в единое целое.

Индукция – способ рассуждения или метод получения знания, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встречаются редко. Невозможность учесть все явления данного класса заставляет использовать неполную индукцию, конечные выводы которой не имеют строго однозначного характера.

Дедукция – способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, то есть процесс логического перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях.

Аналогия – прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках. Аналогия – незаменимое средство наглядности, изобразительности мышления. Но еще Аристотель предупреждал, что "аналогия не есть доказательство". Она может давать лишь предположительное значение.

Абстрагирование – прием мышления, заключающийся в отвлечении от несущественных, незначимых для субъекта познания свойств и отношений исследуемого объекта с одновременным выделением тех его свойств, которые представляются важными и существенными в контексте исследования.

Все перечисленные общелогические методы используются, разумеется, и в научном познании. В нем принято также выделять методы эмпирического уровня познания – наблюдение, измерение, эксперимент, и методы теоретического уровня познания – идеализация, формализация, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ и т.д.

Научное наблюдение – это не просто рассматривание окружающих вещей непосредственно или с помощью инструментов (телескопа или микроскопа), но сложный и опосредованный процесс, включающий в себя замысел, систему методов, осмысление результатов, дешифровку, раскодирование, интерпретацию полученных данных. Наблюдение всегда осуществляется в рамках какой-либо научной теории с целью ее подтверждения или опровержения. Таким же всеобщим методом научного познания является эксперимент, когда в искусственных условиях воспроизводятся условия естественные. Неоспоримым достоинством эксперимента является то, что его можно неоднократно повторять, каждый раз вводя новые и новые параметры. Первые эксперименты в истории науки провел Галилей, который бросал шары с Пизанской башни, пытаясь определить ускорение свободного падения. Эксперименты проводятся и в гуманитарных науках, например в социологии, когда группе людей предлагаются новые условия работы или новые формы оплаты, управления, самоуправления и т.д.

В целом нужно сказать, что благодаря методам и формам познания, разрабатываемым наукой с античных времен до наших дней, создалась стройная, разветвленная, всеохватывающая, постоянно изменяющаяся картина мира и появилась вера в то, что наука может ответить на все самые важные и самые актуальные проблемы человеческой жизни. Однако постоянные кризисы, сотрясающие науку, тот факт, что она не может справиться или предотвратить социальные потрясения, уменьшить горе и страдание в мире, породили скептицизм относительно возможностей науки, показали, что наука – одна из сфер человеческой практики, а научное объяснение мира – лишь одно из возможных объяснений.

3. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания?

А) духовное и сознание могут существовать до материального и без него.

Данное высказывание, несомненно, принадлежит одному из самых крупных философских направлений – идеализму. В зависимости от решения основного вопроса философии, – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание – философы и делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты – сторонники материалистического философского направления, утверждающего, что первичной является материя (природа, бытие), существующие вне и независимо от сознания, а сознание является вторичным, производным от материи. А идеалисты, считают, что дух, сознаниепредшествуетматерии и творит ее. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю, и, следовательно, утверждает, что духовное и сознание могут существовать до материи и без нее.

Б) материальный мир – есть форма инобытия абсолютных идей.

Идеализм неоднороден в своих конкретных проявлениях и, в зависимости от этого можно выделить различные его формы. Одной из основных форм идеализма является объективный идеализм, который провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека. Представителем объективного идеализма первой половины XIX в. является немецкий философ Георг Вильгельм Гегель (1770–1831), именно ему принадлежит высказывание о том, что "материальный мир – есть форма инобытия абсолютных идей". Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некого мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, – лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.