Смекни!
smekni.com

Русская душа как предмет самопознания в русской философии (стр. 2 из 2)

С.А.Аскольдов аксиоматически исходит из трехсоставного строения всякой человеческой души: святого начала, специфически человеческого и звериного. В русском человеке, как типе наиболее сильными являются начала святое и звериное. Этот душевный симбиоз разительно отличает русского человека от представителей других народов. Высокое и низменное в их постоянной неразрывной связи по существу указывают на широкий диапазон поступков и помыслов русского человека. В том случае, когда совершается исторический выбор, происходит преобладание какого-либо одного начала русской души. Другие народы, пережившие революции, не имели тех колоссальных нравственных и материальных издержек при созидании новых общественных отношений. Революция в России была обречена на тяжелые последствия в силу высвобождения звериного начала в русской душе. Это нельзя считать фатальным обстоятельством для всякого революционного преобразования в России. Победа зверя в русском человеке возможна в том случае, если ослаблено святое начало - в этом случае русская душа не показывает образцы высокой нравственности и благородных чувств.

Представленная точка зрения не была редким явлением. Е.Н. Трубецкой в работе «Смысл жизни» подчеркивал, что жизнь человеческая безбожная не только в России, а потому и ад - явление всемирное, а не только народно-русское. Особенность России в том, что в других странах крепче цепи, сковывающие зверя в человеке и потому «культурное покрывало, наброшенное на злую жизнь, менее прозрачно».

Лейтмотив почти всех рассуждений о русской душе после революции сводился к тому, что русская душа, национальное самосознание находятся в болезненном состоянии и потому все объяснимо, но не оправданно в русской революции. С.Л.Франк характеризовал национальный дух как первичное жизнечувство и основу духовно-нравственного лика народа. Сильный и крепкий русский дух оказался надломлен раздвоением между верой и жизнью. Русское религиозное сознание постепенно уходило от жизни и из жизни, в результате чего русский человек мирился со все большими мерзостями повседневной жизни.

Однако нельзя считать, что в результате сложившихся обстоятельств русский народ безвозвратно утратил свою изначальную духовную характеристику. Он не стал нищим духом, но лишь утратил на время способность использовать все данные ему богатства. Бездна падения и высота вознесения одинаково возможны для русского человека, но чтобы осуществилось второе необходимо стремиться к Богу, искреннему принятию смирения перед высшими силами и тем самым возвращению к религиозно-просвещенной действительности.

С.Л.Франк пришел к выводу в своей работе «Душа человека», что русский человек очень сильно страдает от бессмыслицы жизни, ему недостаточно самой жизни, а нужна идея, возвышающая над обыденностью. Но русская действительность настолько несовершенна, что русские люди имеют привычку жить мечтами о будущем и это питает их религиозные чувства. Несовершенство условий жизни и вечный порыв жить по-другому как бы предопределяют неистребимую обращенность русского человека к идее.

Своеобразие русской души складывается также под влиянием тех внешних условий, в которых она формируется, ибо внутреннее и внешнее находятся между собой во взаимообусловленности. Для Н.А. Бердяева важны те факторы влияния на русскую душу, которые имеют непреходящее значение и поэтому не последнюю роль играет географическая среда, то что он назвал географией души. По существу речь идет о том, что нельзя говорить о душе народа, отрывая ее от того, что принято называть родными просторами. Земля и люди едины в своей символической связи. Природа русского человека сродни природе равнин, его окружающих: безграничность, бесконечность далей, неоформленная стихийность соответствуют неоформленности национальной стихии, затрудняет самодисциплину духа. В тоже время русская душа испытывает сильное тяготение к конечным, завершенным формам, что объясняет ее апокалиптическую настроенность и устремленность. Для Бердяева поразителен тот факт, что русский народ являясь менее социализированным, чем народы Запада оказывается явно более коммюнотарен, более открыт для общения, чем они.

Н.А. Бердяев не пытается создавать новый набор в характеристике русской души. Он использует исторически устоявшуюся характеристику, акцентуируя те или иные традиционные свойства русской души. Своеобразие русской души заключается в её противоречивом характере, который определяется противоборством восточного и западного начал.

Для России попытка реализовать марксизм была внутренним моментом в судьбе русского народа, объективно неотвратимым явлением, потому что отвечала, прежде всего, иррациональным потребностям исполнить некую благородную миссию, подтвердить интуитивный тезис «Москва - Третий Рим». Все это говорит о том, что собственно процесс воплощения идей марксизма в России должен был перерасти свои национальные границы и быть ориентированным «на мировой пожар». Таким образом, принятие марксизма для русской души - это одновременно акт и национального и интернационального значения, что прекрасно соотносится с мессианской идеей.

Для русского человека характерна особая чуткость к различению добра и зла и утрата этого свойства будет невосполнимой потерей для русского народа. Например, ложная религиозность, которая нашла свое выражение в революционных идеалах способствовала тому, что были искажены лучшие свойства, составляющие основное содержание русской души - искание абсолютного добра, чуткость к искажениям добра злом и способность к высшим формам опыта. Достоинства любого народа, также как и любого человека при искажениях дают дурные последствия. Но искажения достоинств народа, заключающего в себе высокое имманентное стремление к абсолютному добру, дает особенно возмутительное зло. И вновь мы видим, что в характеристике русской души гарантом ее добродетели и благородства выступает способность русского народа к высшим формам религиозного опыта, которая, если не находит себе применение, то вырождается в «революционную святость» или мистицизм. С.Н. Булгаков видит истоки болезни русского духа в объективной причине, которая заключается в огромной пропасти между идеалом и действительностью, между требованием совести и разума и жизнью.

Итак, мы рассмотрели только некоторые, наиболее рационализированные подходы к исследованию русской души. Эта тема не закрыта, так как не может исчерпать себя загадка, некогда названная «русской душой».

«Таинственная русская душа» поражает как ее поклонников, так и ненавистников своей чрезмерностью по отношению ко всем установленным канонам, своим постоянным выходом за «пределы». В положительном смысле это воспринимается как широта, размах и открытость души, устремленность к высокому, способность к подвигу и жертве, отсутствие мелочной расчетливости. Отсюда и соответствующие надежды на всемирно-историческую роль России.

«Запад, - пишет немецкий автор В.Шубарт в своей книге «Европа и душа Востока», - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть ее людям…».

Россия и ее народ может вызывать у кого-то любовь, у кого-то ненависть, но бесспорно, что вряд ли породит она безразличное к себе отношение. К тому же русская душа - необходимая ветвь на всемирном древе человеческой истории, представляющая свой диапазон человеческих качеств и поступков.

2 Душа народа - русская правда

Положительные стороны русского характера - это духовность, душевность, и то, что можно обозначить как «единство в многообразии». В русском характере целеустремленность духовности смягчается душевностью, широтой души. Душа русского человека открыта миру. Стремление понять и принять другого, отзывчивость на чужую боль и беду, терпимость и терпеливость - вот в чем проявляется эта душевность. Перед людьми жесткими, себе на уме, расчетливыми, такой характер бывает беззащитным. Но, в конечном счете, он побеждает и силу, и хитрость, ибо соединение душевности и духовности рождает еще одну особенность русского характера: способность к жертве. Уступчивость, добровольное самоограничение вдруг оборачивается именно тем высшим героизмом.

Духовность в единстве с душевностью образуют установочную основу русского характера. Его волевые особенности проявляются в том общем свойстве, которое известно как размах. Что, собственно, стоит за этим словом? Особое отношение к препятствиям. Трудности можно преодолевать системно, целенаправленно, заранее планируя, дотошно вникая в каждую мелочь. Такой подход для русского человека не характерен. Он долго может «лежать на печи», «запрягать», отлынивать и отнекиваться. Но если его раззадорить - горы свернет. Тогда и проявляется это чувство, которое описал Алексей Кольцов: «Разойдись рука, раззудись плечо...». Можно привести великое множество примеров, когда на фоне очевидных прорех и отставании, русский человек вдруг начинает буквально совершать чудеса, причем не только в воинских подвигах.

Русская душа вечно печалится о горе и страдании народа и всего мира. Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворенность ничем временным, относительным и условным.

Русской душе не сидится на месте. В России, в душе народной есть бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами.

Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной правды.

Заключение

Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной.

Н.В.Гоголь, призывавший своих соотечественников к серьезному изучению своей страны, к постижению души народа со всеми светлыми и темными свойствами приходил к невеселому выводу: «Велико незнанье России посреди России».

Россия противоречива. Душа России не определяется никакими доктринами. Недаром Тютчев сказал о ней:

«…Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить…»

«Умом России не понять» - эта строка стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет «Умом России не понять» россияне обрели как бы духовное кредо, многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.

Используемая литература

1. Бердяев Н.А. Русская идея. - М., Харьков, 1998.

2. Бердяев Н.А. Русская душа. - М., 1990.

3. Булгаков С.А. Избранные статьи. - М., 1993.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

5. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994.

6. Франк С.Л. Душа человека. - М., Минск, 2000.