Смекни!
smekni.com

Современный материализм (стр. 1 из 4)

Реферат

«Современный материализм»


1. Новые идеи в трактовке бытия

В современной философской мысли происходит определенное переосмысление проблемы бытия.

Это связано, во-первых, с отказом от характерного для материалистов прошлого отождествления материи с веществом. Осознанию недопустимости такого отождествления во многом содействовали достижения физики. После того как обнаружилось, что кроме вещества, состоящего из атомов, существуют невещественные формы материи (например, электромагнитное и гравитационное поле, фотоны, кварки, виртуальные частицы, физический вакуум и т.п.), стало ясно, что материальность не обязательно означает вещественность, телесность. Многие физические объекты недоступны чувственному опыту, их нельзя «пощупать» – они введены в науку как теоретические мысленные конструкции. Объекты такого рода, с одной стороны, существуют объективно, представляют собою объективную реальность; а с другой стороны, они невещественны, «бестелесны», подобно идеям Платона. Это в некотором отношении позволяет сблизить позиции материализма и объективного идеализма в проблеме бытия: можно полагать, что в обоих речь идет об одной и той же реальности, только первый подчеркивает факт ее существования вне сознания субъекта, а второй настаивает на сходстве «бестелесности» с идеальностью и отождествляет «невещественную материю» с духовной субстанцией, с «царством мысли».

Во-вторых, в науке XX в. резко возросла роль субъекта познания. Это он, субъект, создает упомянутые выше теоретические конструкции, которым затем приписывается объективное существование. Объекты современной науки несут на себе глубокий отпечаток познавательных действий субъекта и в значительной мере образуются благодаря этим действиям. Ибо познающий субъект не просто «отражает» познаваемые объекты в своем сознании, как в зеркале, а придумывает, изобретает, конструирует их мысленные модели и затем с помощью экспериментальных исследований проверяет, насколько эти модели «работают», т.е. насколько они соответствуют фактам и способны их объяснять и предсказывать. И когда оказывается, что сконструированные в уме модели действительно «работают», тогда это дает основания для вывода, что они характеризуют объективно существующие, реальные объекты. Роль, субъекта в современной науке возрастает и еще в одном аспекте: дело в том, что даже данные в опыте объекты становятся доступными для познания только благодаря тому, что субъект активно на них воздействует и наблюдает результаты своего воздействия. А это значит, что полученные им знания относятся не к объекту «самому по себе», каким он существует независимо от субъекта, а к объекту, который взаимодействует с субъектом и, следовательно, находится в определенной зависимости от субъекта. Грань между объективной и субъективной реальностью здесь становится весьма тонкой и трудно установимой. Соответственно и разница между материалистическим и субъективно-идеалистическим подходом к вопросу о бытии познаваемых объектов выступает лишь как различие в акцентах: в первом случае акцентируется объективное бытие объектов познания, во втором же – существенная роль субъекта в их формировании.

В современных философских учениях акценты зачастую оказываются нечеткими и подвижными, так что однозначно отнести их к разряду материалистических, субъективно-идеалистических или объективно-идеалистических становится невозможно. Таким образом, четкие границы, которые проводились в классической философии между материалистическими и идеалистическими позициями в понимании бытия, в современной философии размываются.

В рассказе польского фантаста Станислава Лема «Формула Лимфатера» у главного героя в лаборатории на полках стоят «мыслящие ящики», которые воспринимают своими «органами чувств» информацию, поступающую из стоящего в центре устройства. Каждый «ящик» чувствует себя живущим в мире, картину которого он строит в соответствии с полученными «чувственными данными». Один ящик полагает, что он – девушка, вызывающая своей красотой всеобщее восхищение, другой разрабатывает физическую теорию, раскрывающую законы воспринимаемого им мира. А третий проповедует религию, основанную на вере в то, что мир создай Богом, носящим имя Лафатер. У каждого есть своя правда: ведь его представления о мире построены на основе полученной им информации. Но все они заблуждаются. Разница лишь в том, что «физик» заблуждается «материалистически», принимая свой виртуальный мир за реальный, а «проповедник» – «спиритуалистически», веруя во всемогущего Бога, творящего мир по своей воле, тогда как на самом деле существует лишь обыкновенный человек, сконструировавший вполне материальную аппаратуру, функционирующую по объективным законам природы. (Девушка же про – сто наслаждается жизнью в своем иллюзорном мире, вообще не интересуясь его природой.)

Ситуацию, в которой граница между материализмом и идеализмом становится относительной, можно иллюстрировать следующим рассуждением. Для каких-нибудь рыбок в аквариуме, если б они обладали разумом, человек мог бы представляться как Бог-творец. Но может быть, вся наша Вселенная – тоже нечто вроде аквариума, созданного неким разумным существом или же более развитой, чем человеческая, цивилизацией. Тогда это «сверхсущество», которое нам должно казаться Богом, живет в некоей своей материальной «Сверхвселенной». Можно фантазировать дальше и вообразить, что и эта «Сверхвссленная» создана какими-то существами еще более высокого ранга, и т.д. Если в такой цепочке «материальный мир→ Бог-творец→материальный мир→ Бог-творец→ материальный мир…» последним звеном считать материальный мир, то это будет соответствовать материализму, если же оборвать цепочку на Боге-творце, то получится религиозная объективно-идеалистическая философия. Так ли уж велика в этом случае разница между ними? К тому же можно мысленно продолжить цепочку до бесконечности, и тогда их различие становится совсем незначительным… Правда, проще всего – не строить длинную фантастическую цепочку, а остановиться на ее начальном пункте, что и делает материализм.

Из сказанного, однако, не следует делать вывод, что в современной философии материализм и идеализм уже не противоречат друг другу и перестают различаться. Несмотря на возможность сделать оппозицию между ними в некоторых отношениях менее острой, их идейное противостояние сохраняется и продолжается.

2. Наступление на материализм

В течение всего XX в. и вплоть до настоящего времени идеалистическая философия в большинстве стран пользуется большим признанием, чем материалистическая. Причин тому много: влияние религии – как христианской, так и мусульманской; традиции западноевропейской классической философии, связанные с развитием идеалистических представлений в работах Беркли, Юма, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Кьеркегора и других выдающихся мыслителей Нового времени; родство субъективно-идеалистических взглядов с индивидуализмом как типичной социально-этической установкой буржуазного сознания; кризисные явления в общественной жизни и в культуре, приводящие людей к духовному смятению и поиску опоры в «высшей», сверхприродной и сверхчеловеческой реальности; опасения, вызванные социальными и экологическими последствиями научно-технического прогресса и порождающие антисайентистские настроения, которые находят обоснования в идеалистических воззрениях на мир, и т.п.

Материалистическая философия – философия марксизма-ленинизма – занимала в XX в. главенствующее положение лишь в государствах социалистического лагеря вплоть до его развала в конце 1980-х гг. Получившая статус официозной государственной доктрины, марксистско-ленинская философия в нашей стране была объявлена там «подлинно научной» и «единственно истинной». Любое философское инакомыслие преследовалось. Разрушение социалистической системы сопровождалось переломом в оценке философии марксизма-ленинизма. Единодушному восхвалению ее пришел конец, она стала подвергаться резкой критике. В кругах интеллектуальной элиты российского общества стало считаться признаком хорошего тона отречение от марксистской философии, а заодно – и от материалистической философии вообще. Господство материалистических убеждений в общественном сознании сменилось повальным увлечением всякого рода идеалистическими учениями. Возрос интерес к религии и религиозной философии. Были переизданы забытые труды русских философов-идеалистов религиозного толка Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Франка, В. Розанова и др. Популярность стали приобретать различные идеалистические течения, идущие как с Запада, так и Востока.

К размышлению. Можете ли вы обнаружить какие-либо явления в современном искусстве (в кино, театре, живописи, скульптуре, музыке), идейно связанные с идеалистической философией?

Эта тенденция продолжается и поныне. Выходящая сейчас философская, в том числе и учебная, литература зачастую дает безоговорочно негативную оценку материализма как философского направления. На русский язык переводятся главным образом книги зарубежных философов, занимающих идеалистические позиции и с этих позиций отвергающих материализм вообще и диалектический материализм в частности. Многие из современных отечественных философов также выступают как последователи идеалистически настроенных западных «властителей дум» (Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, X. Гадамера, Ж. Дерриды, К. Юнга и др.) или полурелигиозных-полуфилософских мистических учений Востока (йога, дзэн-буддизм и пр.).

Тяга к идеализму в современной отечественной философии вполне объяснима: это реакция на 70-летнюю проповедь марксистско-ленинского «диалектического и исторического материализма». Желание отбросить в сторону философские догмы, десятилетиями навязывавшиеся обществу, «по инерции» перешло в стремление похоронить материализм как примитивный и устаревший тип философии. Распространенность идеалистической философии на Западе рассматривалась как подтверждение того, что надо идти в ученики к ее современным корифеям, а материализм должен быть предан забвению.